Удивительное открытие в сибирской тайге

Удивительное открытие в сибирской тайге

Потрясающую находку обнаружил 29-летний житель города Лесосибирска  (Красноярский край) Алексей Кривчиков.

В тайге, в восьми километрах от села Абалаково Енисейского района, он нашел надгробную плиту с надписью на древнееврейском языке.

Эта удивительная история произошла в начале мая, когда Алексей и его друзья, любители экстремального отдыха, совершали прогулку на квадроциклах. Передвигаясь по лесной местности в окрестностях сибирского села Абалаково, Алексей заметил в траве поросшую мхом и присыпанную прошлогодней листвой каменную плиту правильной четырехугольной формы.

Находка заинтересовала молодых людей. Спешившись, они занялись очисткой необычного камня, невесть как попавшего в тайгу. Но еще больше путешественники озадачились тогда, когда им удалось перевернуть плиту — на ее лицевой стороне, буквально вросшей в землю и десятки лет скрытой от посторонних глаз, были высечены таинственные письмена.

Алексей предположил, что это могут быть буквы еврейского алфавита, и  отправил  фотографии с места удивительного открытия своему биробиджанскому родственнику Владимиру Гольдбергу, у которого почти не было сомнений в том, что на фото запечатлена надгробная плита. Узнать же, что на ней написано, оказалось не так легко. Кроме умения читать на иврите, требовались еще знания алфавитной записи чисел.

Владимир в свою очередь переслал снимки в Израиль, где их внимательно изучил его знакомый раввин. Ребе был потрясен увиденным и подтвердил догадку биробиджанца — в тайге, среди вековых елей, молодые люди обнаружили надгробную плиту (на еврейском языке — мацейве), на которой  написано: «Здесь покоится Бейла Штейц — тихая женщина. Умерла 4 адара 5632 года. Село Абалаково». kanen

Дата смерти, как и положено, обозначена на надгробной плите не цифрами, а указана в буквенном эквиваленте — все знаки ивритского алфавита имеют числовое значение. Например, «алеф» — это 1, «бет» — это 2, «гимель» — 3, «далет» — 4 и так далее. Совокупность букв, написанных на мацейве и разделенных апострофами, которые тоже имеют определенное значение, и дает в сумме 5632 год. А рядом с названием месяца, адаром, который обычно выпадает на февраль-март, высечена буква «далет», то есть 4. Нынешний 2011 год соответствует 5771 году по еврейскому календарю, а, значит, год смерти Бейлы Штейц — 5632-й — соответствует 1872-му.

Интересно, что на месте находки, кроме обнаруженной мацейве, нет никаких признаков иных захоронений. Если бы здесь когда-то находилось еврейское кладбище, то наверняка поблизости можно было отыскать другие надгробные плиты или хотя бы их фрагменты. Непонятно также, где расположена могила самой Бейлы Штейц. Предположим, что это была отдельно стоящая могила, и останки тихой еврейской женщины покоятся в непосредственной близости от плиты, но также может быть, что по каким-то причинам мацейве была перенесена на это место.

Так или иначе, истину еще предстоит установить. Этой находкой уже заинтересовались краеведы из Красноярска, и возможно, скоро загадочная история получит свое продолжение.

«Во второй половине XIX века еврейское население стало значительным фактором экономического развития сибирского региона. По данным переписи 1897 года, удельный вес евреев среди купцов Тобольской губернии составлял 5,6 %, Томской — 16,5%, Енисейской — 19,7%, Иркутской — 26%, в Забайкальской области — 38%. Однако в социально-политическом плане этот процесс сопровождался сокращением черты оседлости, введением процентной нормы для поступающих в учебные заведения, высылкой в 1891 году многих евреев-ремесленников из Москвы».

(А.Р. Ивонин «Губернская администрация и сибирские евреи в конце XIX века»)

* * *

«Место, которое евреи занимали в социальной системе региона, во многом определялось спецификой Сибири как района интенсивной колонизации. Сибирь издавна была перекрестком культур и народов. Русские, заселившие в XVII-XIX веках обширные пространства за Уралом, сами были пришлыми здесь. Сибиряки с самого первого времени поселения контактировали с иными народами, верованиями, культурными традициями. Это во многом определило толерантность местного населения к «иным». Еврейское население не имело, как правило, в глазах сибиряков образа «чужака», порождающего враждебность…. К тому же обширные богатства малозаселенного региона давали возможность прокормиться всем».

(Ю.М. Гончаров «Евреи в сибирском социуме второй половины XIX — начала XX веков»).

 

* * *

«К началу 20 века сформировался особый культурно-психологический тип сибирских евреев. Они переняли нравы и обычаи русского населения Сибири, почти не отличались от него в одежде, архитектуре и убранстве жилищ, говорили на местных диалектах русского языка (лишь немногие хорошо знали идиш или иврит), зачастую не выполняли мицвот (в том числе законы кашрута), не соблюдали субботу и праздники. Тем не менее, евреи Сибири сохраняли национальное самосознание и тягу к культуре своего народа».

(Электронная еврейская энциклопедия)

Наша справка

Считается, что первые евреи появились в Сибири во второй половине XVII века. Это были пленные, захваченные русскими войсками в ходе войны с Польшей (1632-1634). Евреи попадали в Сибирь также в качестве ссыльных. Кроме каторжан другим источником еврейского заселения Сибири были так называемые николаевские дети. Согласно указу императора Николая I от 26 августа 1827 года для евреев была введена натуральная воинская повинность, к призыву принимались дети с 12 лет, которых отправляли в батальоны или школы кантонистов. В 18 лет юношей переводили в регулярную армию, где они должны были служить еще 25 лет. Бывшие кантонисты имели некоторые привилегии, например, право выбирать место жительства за чертой оседлости, в том числе и в Сибири.
Некоторое время было даже разрешено свободное поселение евреев в Сибири — 20 ноября 1836 года Николай I подписал указ, разрешавший евреям переселяться в Сибирь, а уже 5 января 1837 года переселение евреев на эту территорию оказалось под запретом, действовавшим вплоть до революции 1917 года.
К середине XIX века еврейские общины существовали во всех сибирских губерниях. К концу столетия еврейское население региона составляло, по некоторым данным, 35 000 человек. Чаще всего евреи селились в крупных городах — Томске, Омске, Тобольске и других. Самое многочисленное еврейское население проживало в Томске. По переписи 1869 года, в городе насчитывалось 24 835 жителей, из них 573 еврея.
О еврейском заселении Сибири и Дальнего Востока написано немало научных трудов. А в библиотеке Биробиджанской еврейской общины «Фрейд» хранится целая серия книг на эту тему, выпущенная Красноярским филиалом благотворительного фонда «Джойнт» и Институтом социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока.
Напомним, что в августе 2003 года в Биробиджане проходила IV региональная научно-практическая конференция, на которой рассматривались вопросы, посвященные истории и современности сибирского и дальневосточного еврейства. Материалы конференции также доступны читателям библиотеки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *