Умение против числа

Умение против числа

Советским летчикам не раз приходилось принимать неравный бой в воздухе. И выходить из него победителями
Об одном из таких случаев писала и наша газета. В номере “Биробиджанской звезды” за 12-е марта 1942-го года можно прочитать заметку “Семь против двадцати пяти” (Из боевой практики авиации):
“9 марта 1942 года на одном из участков Юго-Западного фронта произошел воздушный бой наших доблестных советских летчиков с немецкими самолетами. Летчики Солоницын, Реутов, Скотной, Павлов под командованием командира самолетного звена Нехватова патрулировали небо в районе боевых действий, прикрывая советские войска с воздуха. Звено из пяти наших истребителей заметило в небе группу из семи немецких бомбардировщков Ю-87 и Ю-88 при поддержке 18-ти истребителей Ме-109.
Несмотря на значительно превосходящие силы противника, советские летчики решили принять бой…” Всего в том бою, пишет газета, наши летчики уничтожили семь вражеских машин!
Этот случай описывает то, чего так не хватало советским летчикам в самом начале войны — умения вести воздушный бой в команде. Немецкий исследователь Вальтер Швабедиссен в своей книге-анализе действий советской авиации в годы великой Отечественной войны  “Сталинские соколы” отмечал: “…На начальном этапе войны советским летчикам как индивидуальным бойцам в воздушных схватках не хватало личной инициативы; в групповых боях им недоставало умения действовать командно. Но в воздушных боях советские летчики показали себя агрессивными, храбрыми…”
Как отметил исследователь, к середине 1942 года боевой опыт многих летчиков показал, что в числе прочих самолетов ЯК-1, ведущие бои с Ме-109, прекрасно расправлялись с ними… Советская истребительная авиация постепенно переходила от оборонительной тактики к наступательной. Действия советских летчиков против немецкой авиации становились все успешнее. Этому способствовали возросший боевой опыт, улучшение деятельности командования, поступление на фронт новых типов самолетов. В 1943 году Люфтваффе утратили свое доминирующее положение в воздухе…”
Истребитель ЯК-1 появился в советских ВВС в начале 1941 года и показал себя достойным противником “Мессершмитту-109” и тяжелому двухмоторному Ме-110. Максимальная скорость ЯК-1 на высоте 3000 метров (это была основная высота, на которой действовала авиация противника и велись воздушные бои) достигала 596  км/ч, что более чем на 40 километров превышало скорость Ме-109 почти всех модификаций. Маневренность же ЯК-1, его меньшее время разворота и скороподъемность оставляли “Мессершмитт” далеко позади. Пушка ШВАК калибра 20 мм, установленная на ЯК-1, благодаря своей исключительной кучности была очень эффективна и на дальних дистанциях, в отличие от пушки “мессера”, разброс снарядов которой был достаточно велик.
Конструкция самолета также была очень простой в налаживании серийного производства. К концу 1941 года советские ВВС имели на вооружении несколько сотен ЯК-1, хотя, конечно, этих самолетов очень не хватало нашим войскам в начале войны…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *