Ушедшее местечко

Ушедшее местечко

Анатолия Клименкова

Работы художника Владислава Цапа были выставлены в Париже

В столице Франции прошла выставка графики биробиджанского художника, члена регионального отделения Союза художников России Владислава Цапа. Событие для нашего небольшого города, да еще какое! Спрашиваю Владислава, как его работы попали в Париж. Оказывается, Андрэ Космицкий, руководитель французской делегации, побывавшей в нашем городе и в общине «Фрейд» в конце лета, увидев работы Цапа, предложил выставить их во французской столице. Кто ж от такого предложения откажется? Вот и Владислав Абрамович согласился. Остальное было делом техники. Жаль, правда, что вместе с работами в Париж не отправился их автор, но, возможно, такой вояж ему еще предстоит.

При отборе произведений биробиджанский художник руководствовался не только их художественными достоинствами, но и… весом. Живопись по этой причине была исключена сразу, а вот графика подходила идеально. В итоге Владислав выбрал и отправил во Францию 30 листов (репродукции некоторых работ автор представляет сегодня нашим читателям). Это гуашь и черно-белые рисунки пером на бумаге. Хотя биробиджанец и не был на своем вернисаже, ему понравилось, как в Париже работают с художниками. Например, Владиславу прислали для согласования макет красивой афиши, сообщающей о его выставке, и он с ходу этот макет одобрил.

Многие наши читатели знают и биографию, и творческий почерк автора, потому что он наш, местный — родился и вырос в Облучье, всю жизнь живет в Биробиджане. А его работы узнаваемы. Их тематика — еврейское местечко. «Ушедшее еврейское местечко», — уточняет Владислав. Те, кто любит произведения Шолом-Алейхема, его чудаковатых и пронзительно живых героев, узнает их, потому что влияние произведений Шолом-Алейхема на творчество Цапа огромно. Не всегда его графику можно рассматривать как иллюстрацию к конкретному рассказу или повести еврейского классика, скорее, это мотив, внутренний настрой, переданный точно и мастерски. В том числе и в тех произведениях, которые вы видите здесь — «Разговор о жизни», «Суккот» и других. Во многих персонажах Цапа можно узнать обитателей знаменитой Касриловки Шолом-Алейхема. При этом Владислав Цап всегда подчеркивает, что не иллюстрирует то или иное литературное произведение, а создает работу по его мотивам.

Художник ставит перед собой сложную задачу — в деталях, нюансах передать то, чего не существует в сегодняшней жизни: колорит еврейского быта, одежды, традиции, внешний вид еврейского местечка. Это улицы, домики, евреи с пейсами — то, чего он сам в реальной жизни почти не видел, а знает по рассказам близких, фотографиям, литературным произведениям, если хотите, благодаря своей генетической памяти.

— Это можно было передать изобразительными средствами: сидит человек в картузе, с пейсами, что-то шьет. Или изобразить еврейскую свадьбу под хупой, — рассуждает художник. — В наши дни эти отличия в одежде, внешности, образе жизни можно увидеть лишь у религиозных евреев в Израиле. В нашем городе по-иному выглядит лишь раввин да молящиеся в синагоге мужчины.

Хорошо или плохо, что евреи сегодня ни в одежде, ни в быту, ни в образе жизни не отличаются от представителей любой другой национальности, населяющей нашу планету? Однозначного ответа на этот вопрос нет. На самом деле еврейское местечко интересно не только историкам как страница не такого уж далекого прошлого, но и потомкам их обитателей, да и людям всех национальностей. Это подтверждает огромный интерес у зрителей разных стран к работам на подобную тему.

По словам Владислава Цапа, ушедшая еврейская история присутствует в картинах Елены Флеровой, Владимира Любарова, также вызывающих огромный интерес у зрителей.

Художник создает и фантастические образы, и иллюстрации к песням — к «Тум-балалайке», например. Это неожиданно и талантливо. Вообще, те, кто следит за его творчеством, согласятся, что и живопись, и графика у Владислава меняются в лучшую сторону — становятся более зрелыми, глубокими, что свидетельствует о росте его профессионализма и ином восприятии жизни. Так, из его графики на еврейскую тему постепенно уходит гротеск, уступая место легкой улыбке, а лица персонажей становятся более прорисованными, за ними угадываются характеры.

У творчества Цапа очень много поклонников, без его выставок не проходил ни один международный фестиваль еврейской культуры в Биробиджане, да и на мини-фестивалях еврейской культуры в районах области его живопись и графика всегда хорошо представлены. Владислав очень плодовит, он много работает, за его плечами — более двух десятков персональных выставок, причем не только в Биробиджане, но и в Москве, Красноярске, Чите, Хабаровске, а также в КНР, США. Сейчас он готовит очередную персональную выставку, которая состоится в Биробиджане в феврале.

А выставка в Париже — еще один эпизод его творческой биографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *