Ушел, чтобы остаться

Ушел, чтобы остаться - Мира Моисеевна Шименко

Мира Моисеевна Шименко

Уникальным явлением культурной жизни Биробиджана был русский народный театр. Его мастерство отмечали даже московские критики

Около года назад фонд Областного краеведческого музея пополнился довольно любопытным предметом исторической важности. Это большого формата старая тетрадь, аккуратно исписанная чьей-то заботливой рукой. По центру  обложки белеет квадрат бумаги с надписью «Биробиджанский самодеятельный драматический народный театр».

Неизменно содержание тетради: левая страница от переплета  — перечисление участников спектакля, их должностей в театре и в обычной жизни. На правый лист чаще всего наклеена сохранившаяся программа спектакля, подробно описано все самое главное, что с ним связано: количество представлений, зрителей, актеров, иногда — содержание пьесы. Таким образом, мы можем проследить историю  биробиджанского лицедейства от самых его истоков.

Начало русскому народному театру в Биробиджане было положено инициативной  деятельностью его активистов — будущих театралов Александры Бровциной, Ольги Костиковой, Нины Капитоновой. Регулярные репетиции самодеятельного театрального коллектива начались в сентябре 1958 года. Руководство им взяла на себя преподаватель основ режиссуры культпросветшколы Мира Шименко.

Вот что рассказывала Мира Моисеевна журналистам, когда театр отмечал cвое десятилетие:

«Называться театром мы тогда даже не думали. Во-первых, нас было мало, всего тринадцать человек, а во-вторых, не было ни опыта, ни хорошего помещения для репетиций. И уж конечно, не могло быть и речи о костюмах и декорациях. Долго выбирали пьесу, остановились на спектакле Виктора Розова «В поисках радости». Репетировали в областном краеведческом музее, благо его директор Нина Капитонова оказалась большим поклонником театрального искусства. Работали мы, надо сказать, с увлечением».

Действительно, без истинного увлечения у этих людей вряд ли бы вышло что-то стоящее. Ведь чаще всего  служителям муз приходилось совмещать свое любимое дело с трудом, несовместимым с высоким искусством или, по крайней мере, далеким от него. Первоначально творческий коллектив составляли домохозяйка А. Бровцина, электрик лесозавода М. Берковский, завхоз школы О. Костикова, продавец универмага Л. Митягина, грузчик швейной фабрики Л. Мацанов, мастер мебельного производства А. Майбардюк, преподаватель Ю. Шальнов, студентки И. Фельдман и М. Фрог, директор областного краеведческого музея Н. Капитонова, заведующий клубом В. Бергалин, журналист В. Панман, швея-мотористка Н. Целуева. Объединить такую разношерстную компанию, напоминающую лоскутное одеяло, могло только одно —  искренняя любовь к театру.

После трех с лишним плодотворных месяцев работы над пьесой Виктора Розова Мира Шименко и  Нина Капитонова адресуют секретарю Биробиджанского горкома КПСС докладную записку, где пишут: «Участники коллектива полны желания создать в городе постоянно действующий самодеятельный театральный коллектив, который мог бы систематически художественно обслуживать трудящихся г. Биробиджана и области. Для осуществления первой постановки нам крайне необходима сумма в размере две тысячи рублей для подготовки декораций и необходимой к спектаклю бутафории.»

В записке также изложен ряд требований: о содержании двух платных работников — руководителя-режиссера и заведующего группой, об обеспечении постоянным помещением и выделении необходимой суммы для выпуска первого спектакля, после чего планировалось существование театра на самоокупаемости.

Пока все эти вопросы решались в соответствующих инстанциях, театральным первопроходцам приходилось несладко. Работа строилась на голом энтузиазме.

Несмотря на все «не», премьера пьесы «В поисках радости» состоялась 7 февраля 1959 года и имела колоссальный успех у зрителей.

«Спектакль удался, — вспоминала Мира Шименко. — Воспрянув духом, мы взялись за вторую серьезную работу — «Барабанщицу» Афанасия Салынского». И этот спектакль, где главную роль великолепно сыграла  Людмила Воробьева, имел большой успех.

Лишь 4 мая 1959 года областным управлением культуры издается долгожданный приказ «Об утверждении самодеятельного театра в городе Биробиджане». Ему присваивается гордое название «Биробиджанский самодеятельный театр», утверждается на 1959 год смета по доходам — 82 тысячи рублей и столько же — по расходам.

Тем временем коллектив театра разрастался, становились все более популярными его спектакли и актеры. Ни одно выступление биробиджанских артистов не оставляло зрителей равнодушными, каждая премьера принималась «на ура». Причина такого успеха заключалась в том, что отношение к подготовке, репетициям и самому выступлению были у театра  отнюдь не любительскими. Впрочем, непрофессионалы вряд ли смогли бы добиться столь высокой признательности аудитории — зрителя не обманешь, как ни играй. Неустанные репетиции, гастроли, хлопоты — все это создавало удивительную творческую атмосферу, неизменно царящую в актерском кругу. Постепенно театр становился заметной частью культурной жизни города и области, он неоднократно побеждал на различных смотрах самодеятельных театральных коллективов областного, краевого и зонального уровня и, наконец, получил звание народного самодеятельного театра.

5 декабря 1964 года театр  показал свою новую работу — комедию Александра Островского «Женитьба Бальзаминова». Уже само обращение коллектива к наследию русской классической драматургии показывает возросшую творческую зрелость актеров, их стремление развивать и оттачивать свое мастерство. И если говорить о новой постановке в целом, то она, без сомнений, удалась, о чем свидетельствуют победы на зональных смотрах Сибири и Дальнего Востока. Более того, с «Женитьбой Бальзаминова» наши актеры выступили на сцене Кремлевского Дворца съездов в рамках Недели народных театров и получили звание лауреата Всероссийского фестиваля народного искусства. К тому времени в России насчитывалось тысячи народных театров, но именно Биробиджанский попал в счастливую семерку и удостоился чести выступать на заключительном показе в Москве.

О творческом успехе наших артистов там читаем в репортаже Л. Малиновской  за март 1965 года:

«Кто знает в Москве Биробиджанский народный театр? И не невидаль, кажется, привезли на Всероссийский смотр — обыкновенного, но не очень модного Островского. А зал переполнен…

В антракте — разговоры:  «Подумать только, с Дальнего же Востока…»

Конец! Мы бежим вниз, к сцене. Аплодисменты — долгие, горячие уже сотрясают зрительный зал. Каждого исполнителя встречают новой вспышкой оваций… Смущенный выходит на сцену Олег Болотов — и не снилось ему, конечно, что его студенческий дипломный спектакль будут показывать в Кремле».

О высоком мастерстве актеров театра свидетельствуют сохранившиеся в краеведческом музее газетные рецензии Григория Рабинкова. Вот что он пишет о премьере спектакля «Виринея», прошедшей 30 ноября 1969 года: «Ставить эту пьесу довольно сложно. От режиссера и актеров требуется глубокое проникновение в жизнь, нравы и психологию людей далеких от нас 20-х годов. И отрадно, что Биробиджанский народный театр успешно справился с этой задачей».spektakl

Пьеса представляла собой переработанную повесть Лидии Сейфуллиной, вышедшей в начале 20-х годов прошлого века. По мнению автора публикации, то, что происходило на сцене, достойно самых больших похвал: «Мира Шименко сумела воссоздать на сцене косный, темный быт глухой сибирской деревни… показать новых людей, поднятых на гребне революционной волны… «Виринея» — несомненно серьезный успех актерского коллектива».

Через несколько дней после премьеры театр не без успеха выступил с «Виринеей»  на краевом смотре народных театров в Хабаровске.

Достойным продолжателем традиций театра стал выпускник Хабаровского государственного института культуры Александр Кириенко. В период с  1982 по 1984  год он поставил три спектакля. Первой работой молодого режиссера стал спектакль по пьесе Михаила Рощина «Спешите делать добро». Наряду со старейшинами театра О. Рисс и О. Пименовой в спектакле были заняты М. Сычева, С. Цыб, А. Рыжова, А. Жога, Д. Королькова, Л. Макарова, А. Либерман и другие молодые актеры.

15 июня 1983 года в поселке Кульдур под непосредственным руководством Александра Кириенко состоялась премьера спектакля по комедии Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева», собравшая полный зрительный зал. Участие в спектакле принимали актеры  — Григорий и Наталья Рисс,  Марина Смирнова, Мария Сычева.

Это последняя запись в музейной тетради — так и недописанной истории о Биробиджанском самодеятельном  драматическом народном театре. Естественно, история театра на этом не заканчивается. Была еще одна, последняя работа Александра Кириенко — спектакль «Легендарная личность» по произведению Виктора Левашова.

В 1990 году русский народный театр стал носить название «Реприза», а   возглавила его Надежда Желудкова, преподаватель  культпросветучилища. В первый же год работы Надежда Петровна значительно пополнила труппу, сумела заразить всех своей увлеченностью. Из этого своеобразного родства душ, из общей любви к театральному искусству, из пьесы, над которой работали учащиеся, молодые рабочие, ветераны театра, родился спектакль «Кто же, если не мы?» по мотивам пьесы Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению». Посвятили его годовщине нашей победы в Великой Отечественной войне.

Повторить фееричный успех «Женитьбы Бальзаминова» удалось спектаклю «Диктатура совести», с которым нашим актерам также удалось выступить на сцене Кремлевского Дворца съездов.

«Несомненные актерские удачи, — писал  журналист Михаил Клименков в рецензии на спектакль в 1986 году, — как работы Л.  Воробьевой, А. Парахина, В. Сунцова, В. Понамарева, О. Опанасенко, О. Закоморной, В. Соломатова, А. Лысенко, А. Клейнермана, В. Борового убеждают, что и режиссер, и актеры отлично понимают задачи сегодняшней пропаганды и агитации, когда нужно уметь убеждать не силой голоса, не софистским сплетением разнообразных доводов и примеров, но убежденностью в неизбежной правоте правды. Когда в финале на сцену выходит вся труппа народного театра, чувствуешь гордость за режиссера, за наших самодеятельных актеров, за ускорение, которое набрал наш театр».

В 1993 году коллектив распался. Читаем в «Справке по театрам» от 11 марта 1993 года: «На данный момент в ЕАО прекратил свое существование   русский народный театр «Реприза», последним режиссером которого была Надежда Желудкова. С ее уходом весь коллектив распался. Некоторые актеры перешли после этого в еврейский народный театр».

Что ж, трудности закаляют и стимулируют фантазии. Как сказал Константин Станиславский, «театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга». Без всякого сомнения, русский народный театр Биробиджана полностью соответствовал сказанному. Он ушел со сцены, оставив свой заметный след в культурной жизни Биробиджана, став, по сути, частью его истории, которой город может гордиться.


 

Анастасия КОВАЛИШИНА

Фото из архива музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *