Услышать друг друга

Услышать друг друга

Источник: www.faes.osu.edu

В конце прошлого года вице-губернатор области Алексей Куренков и  председатель Законодательного Собрания Любовь Павлова провели встречу в администрации Октябрьского района с участием руководителей муниципальных образований, депутатов представительных органов власти и местных глав крестьянско-фермерских хозяйств

Поводом для обсуждения вопроса о передаче части полномочий по распоряжению землями, собственность на которые не разграничена, с уровня муниципальных образований на уровень правительства области стало обращение жителей района в Законодательное Собрание области с просьбой приостановить принятие данного законопроекта, поскольку он, по их мнению, не отвечает интересам местных сельхозпроизводителей. Разговор с участием руководителей хозяйств  получился непростым, но продуктивным.

Некоторые из фермеров задавались вопросом, зачем и кому это нужно. Тот же вопрос несколько раз адресовал вице-губернатору фермер Дмитрий Иванов. Ответ Алексея Куренкова: «Наведение порядка в сфере использования земли на территории всей области, упорядочение и учет всех земельных массивов, применение единой практики выделения участков, а также последующий контроль за правильностью использования земли землепользователями» его не удовлетворил. Может быть, потому, что в ходе встречи было сказано, что в Октябрьском районе в этом вопросе наметились позитивные перемены? А раз все хорошо, зачем передавать часть полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, с районного на областной уровень?

Объективно большая часть земель этой категории уже передана в аренду по договорам, заключенным между сельхозпроизводителями района и администрациями района и сельских поселений. Арендаторами являются восемь обществ с ограниченной ответственностью и 34 крестьянско-фермерских хозяйства. Если 100 процентов арендной платы за землю после принятия нового законопроекта по-прежнему будет поступать в бюджет муниципального района, то каким образом область будет проверять исполнение условий договоров? Почему предлагаемый законопроект как пилотный нельзя сначала апробировать на одном из районов, а затем распространить на территорию всей области?

По мнению местных крестьян, их вполне устраивают существующие отношения с районной властью. Передача части полномочий по распоряжению землями, собственность на которые на разграничена, на областной уровень заставит их ездить для заключения договоров аренды или дополнительных соглашений к ним в областной центр за 200 с лишним километров, что неудобно. Ведь у многих есть в аренде еще и муниципальные земли, которые оформляются в районе. Можно предположить, что в этом случае именно область будет заинтересована в том, чтобы упростить процедуру оформления документов и проконтролировать поступление денег в консолидированный бюджет области.

Кроме этого главы местных КФХ боятся, что передача полномочий по распоряжению частью земель на областной уровень приведет к значительному росту арендной платы. Ее размер в соответствии с Земельным кодексом РФ будет устанавливать область, а не представительный орган местного самоуправления, который всегда учитывал мнение землепользователей. Например, утвердил более низкий размер арендной платы за муниципальные земли для тех, кто имеет в хозяйствах до 20 голов крупного рогатого скота, как стимул для развития животноводства.

Аргументируя ответ на опасения фермеров, обратимся к областному законодательству. Действующий областной закон № 747-ОЗ от 1.07. 2015 года «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» разрешает органам местного самоуправления устанавливать размер коэффициента, не превышающий установленный максимальный размер. Ничего не изменится и в случае принятия обсуждаемого сегодня законопроекта.

Известно, что свободных земель сельскохозяйственного назначения в Октябрьском районе почти не осталось. Под используемые массивы местные крестьяне уже успели приобрести необходимую технику, создали запас семян. Поэтому любые перемены в сфере оборота земель воспринимают в штыки. Но в проекте нового закона речь идет как раз о землях, не находящихся в личной или муниципальной собственности, а только о тех, собственность на которые не разграничена, о наделах площадью свыше 100 гектаров. Новый законопроект не касается земель, уже находящихся в аренде на законных основаниях.

Свои доводы в пользу принятия нового законопроекта — у областного управления сельского хозяйства и правительства области. Они заинтересованы в приходе в область новых инвесторов, способных создать новые производства и, соответственно, новые рабочие места, которых так не хватает в сельской местности.

Для предоставления земельных участков с целью реализации инвестиционных проектов в 2015 году принят областной закон «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности ЕАО, муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов».  Действует и постановление правительства ЕАО «О порядке формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельхозугодий, находящихся на территории ЕАО, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается».

По данным областного управления сельского хозяйства, в 2016 году всеми сельскими товаропроизводителями области было произведено сельхозпродукции на общую сумму 6,3 млрд рублей, в том числе на 1, 3 млрд – в крестьянско-фермерских хозяйствах, что составляет 21 процент от общего объема производства. По информации управления Федеральной налоговой службы по ЕАО, общая сумма поступившего в 2016 году сельскохозяйственного налога от всех производителей составила чуть более 10 млн рублей. В то же время в качестве государственной поддержки сельского хозяйства было выделено 63, 5 млн рублей, в том числе более
19 млн рублей – из областного бюджета. Земля, которая должна работать на благо жителям всей области, на сегодняшний день не приносит в областной бюджет ощутимых доходов.

Более 86 процентов общей посевной площади области в 2016 году засевалось соей. Бессменное возделывание одной этой культуры без должного внесения органики и минеральных удобрений приводит к истощению почв и снижению их плодородия. Средняя урожайность сои по области за последние три года по этой причине снизилась с 12,6 до 10 центнеров с гектара. По данным ФГБУ «Россельхозцентр», в 2016 году сортовые семена зерновых культур составляли 48 процентов от общего объема исследованных семян, сортовые семена сои – только 7 процентов. По информации Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, участились случаи вывоза за пределы области партий сои, содержащих семена карантинных сорняков, а также генетически модифицированные организмы. Отдельные российские компании и физические лица арендуют значительные по площади земельные участки для сдачи их в субаренду другим сельхозпроизводителям. Одной из проблем является то, что на части арендованных земель проводятся химические обработки без предварительного обследования полей, без выдачи рекомендаций с нарушением норм расхода препаратов, кратности обработок, что является существенным нарушением действующего законодательства. Только с недавнего времени в районах области началась отработка системы контроля за количеством введенных в оборот земель сельхозназначения. Есть предположения, что земли используются без соответствующего оформления, но числятся как целина. Сложившаяся напряженная ситуация в сфере сельского хозяйства и необходимость увеличения собственных доходов консолидированного бюджета области и заставляет выносить на обсуждение законопроект о передаче с районного на областной уровень части полномочий по распоряжению землями, собственность на которые не разграничена.

Контроль за использованием земли при этом предполагается вести в соответствии с областным законом «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории ЕАО».

Оптимальный вариант взаимоотношений с сельхозпроизводителями правительство области видит в установлении новых правил по рациональному и эффективному использованию сельскохозяйственных земель при безусловном продолжении реализации федеральных и региональных программ в сфере сельского хозяйства. В 2017 году на условиях софинансирования с федеральным бюджетом кроме прежних предусмотрены новые виды поддержки сельхозпроизводителей, в том числе — предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы. В ЕАО также действуют и меры государственной поддержки, направленные на развитие животноводства.

На сегодня земля – один из главных ресурсов области. Это наверняка понимают большинство руководителей крестьянско-фермерских хозяйств области. Решать, как ее сохранить и правильно использовать дальше, они должны вместе с правительством области, прислушиваясь к доводам друг друга и учитывая интересы каждой из сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + восемнадцать =