Усыновлённая школа

Усыновлённая школа

автора

Как приёмные дети сохранили село

Мало кто знает, какая в селе Надеждинском красивая и уютная школа! Пусть очень маленькая, но такая домашняя и родная. Я сама в ней училась и помню ее солнечные кабинеты физики и истории, ее ароматный, весь в цветах кабинет биологии и географии, ее «интеллигентный» кабинет литературы с огромным портретом Пушкина на фоне моря, ее крохотную библиотеку, теплую столовую и красиво декорированные коридоры с шикарными настенными часами.

Когда я заканчивала одиннадцатый класс (это было шесть лет назад), в нашей школе училось около ста человек, а в моем классе – всего шестеро. Это было здорово! Мы получали практически «дворянское» образование: чуть ли не на каждого по учителю!

А учителям было нелегко с нами шестерыми: мы ведь каждый добивались максимума внимания к себе. Но кто в нашей школе был самым настоящим «дворянином», так это моя младшая сестренка Наташа, которая в то время училась во втором классе, где она была… единственным учеником.

Год за годом учеников в школе становилось все меньше. Спасало одно: в соседнем селе Головино была только начальная школа, и головинские дети, окончившие ее, свое обучение продолжали в Надеждинском. Со временем дети школьного возраста стали «заканчиваться» и в Головино. Начали ходить слухи, что Надеждинскую школу рано или поздно закроют.

Когда думаешь, что будет с селом после закрытия школы, становится больно. Сначала учителя останутся без работы, потом дети начнут ездить учиться в село покрупнее километров за …надцать. Нет в селе детей – не будет молодежи, следом закроются местный Дом культуры, библиотека и больница. Люди начнут уезжать в город или ближе к городу, а их опустевшие дома начнут разбирать на дрова и кирпичи – и, наконец, населенный пункт исчезает из системы всероссийской почтовой индексации. Была деревня — и нет деревни. Как бы и не было никогда.

Но не тут-то было! По счастливому стечению обстоятельств одна из жительниц Надеждинского – Наталья Молчанова, уже давно вырастившая своих детей, решила вновь завести ребенка: в 2007 году женщина взяла в свою семью девочку из детского дома. С того дня начался новый этап в истории села: примеру Натальи Молчановой последовало еще четыре семьи — Гринько, Ивановы, Батьковы, Учуваткины. Интересно, что все пять приёмных семей живут на одной улице – Набережной.

Потом в этих семьях ребятишек добавилось: в местном детском саду уж и мест не хватает, а в школе появились 17 новых учеников. Теперь школьников в Надеждинском 83. Столь необычным образом удалось сохранить моим односельчанам родную почти для всех нас школу. С новыми детьми и село ожило и преобразилось. Вопрос о сокращении маленькой школы больше не стоит, народ оставил «чемоданные» настроения.

Недавно в областном центре в разговоре за “круглым столом” педагогов и представителей власти шла речь о судьбе малых школ ЕАО. Некоторые из них закрыли в ходе «оптимизации». Школьники ездят на учёбу в другие населенные пункты. И оказалось – без школы, хотя бы начальной, любое село хиреет. Молодые не хотят в нем оставаться. Для удобства своих детей семьи переезжают на новое место. Без сельской интеллигенции – в первую очередь учителей – село теряет свою «интеллигентность».

Но, возможно, пример Надеждинского – это та альтернатива, которая поможет сохранить не только номинально школу, но и все село. Ведь школа – это прежде всего люди, это дети, которые в ней выросли. В Надеждинском сделано великое дело, большее, чем сохранение маленького образовательного учреждения. Почти два десятка «государственных» детей обрели настоящие семьи. А село, будем надеяться, обрело благодарных ему жителей.


Евгения МАРКЕЛОВА

Кстати

Там, где малым дорожат.
По данным российских СМИ, французы всячески поддерживают свои сельские школы, а те, в которых всего лишь один класс, они называют «идеалом республики»!
В Норвегии и Финляндии половина малокомплектных школ занимается по системе объединённых классов. Детей в такие школы могут подвозить на расстояние до ста километров. Для подвоза детей арендуют специальное такси, работу которого оплачивает муниципалитет. Интернатов, подобных нашим, в этих странах нет.
А в США стараются сохранить даже самую маленькую сельскую школу. Если в округе остается совсем мало учеников, то создаются так называемые «однокомнатные» школы, когда один учитель сразу занимается со всеми детьми и преподает несколько предметов сразу. При этом каждый ребенок учится по индивидуальной программе. Зарплата педагога такой сельской «малокомплектной» школы в два раза больше, чем в городе.
Маргарита СТРАННИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *