«В наши ряды, друзья!..»

«В наши ряды, друзья!..»

автора

19 мая, в День пионерии, в Центре детского творчества села Амурзет прошел уже тринадцатый по счету слет активистов детских школьных организаций Октябрьского района

Ирина Владимировна Скурлатова, заместитель директора Центра детского творчества по воспитательной работе, считает, что опыт пионерии весьма востребован и сейчас. Ей трудно возразить, тем более, что практичные японцы серьезно занимаются изучением педагогических трудов Надежды Крупской, называя ее «солнечной мамой», и в своей стране создают детские организации, аналогичные тем, что были в Союзе. Почему бы тогда российским учителям, ради объединения детей не использовать лучшее из опыта советских педагогов? По сути, современные волонтеры — это те же тимуровцы, объединенные идеей безвозмездной помощи людям. 

При многих школах Октябрьского района созданы отряды «Забота», которые во время летних каникул оказывают помощь односельчанам, в этом нуждающимся. Это, по большому счету, тоже учит детей не быть эгоистами. Детские организации нужны для того, чтобы  ребята, играя во «взрослые игры» в одном коллективе, общаясь между собой, учились быть самостоятельными и ответственными людьми постоянно, а не только во время проведения  каких-то праздников или мероприятий.

Самая первая школьная детская организация – «БРиЗ» (будущее России и Земли) со своими классами-городами появилась в средней школе села Екатерино-Никольское в 1992 году, сразу после того, как перестала существовать пионерская организация. Инициатором ее создания стала педагог Вера Лебедева. Из этого села она давно уехала, но в школе продолжают ее дело: выбирают из числа старшеклассников министров образования, культуры, дисциплины и правопорядка, руководителя пресс-центра, ответственных за проведение общешкольных мероприятий. Полного самоуправления, по словам заместителя директора по воспитательной работе Елены Долбня, пока не получается. Есть соуправление — дети помогают учителям поддерживать порядок на переменах, проводить праздники и КВНы, раз в месяц выпускают школьную газету, участвуют в субботниках. С большим интересом они занимаются поисково-исследовательской работой — собирают материалы об истории школы и села,  его  людях, трудовых династиях, часто бывают в местном доме культуры и на пограничной заставе. Как результат — знание истории своего села и страны, чувство гордости за свою родину, желание приносить пользу людям. 

Развернуться школьному самоуправлению в полную силу, по мнению педагога, мешает отсутствие в школе вожатого. В штатном расписании такая ставка есть, но подобрать на это место кандидата  трудно из-за небольшой зарплаты и того, что эта работа не засчитывается в педагогический стаж. Потому молодые учителя  быть вожатыми не хотят.

Кстати, ребят из младших классов в Екатерино-Никольском объединяет  отдельная организация под названием «Маленькая страна».

В Полевской и Амурзетской школах тоже есть аналогичные организации. На общешкольные линейки малыши из разных классов ходят в галстуках разного цвета — зеленых, сиреневых, желтых, оранжевых и т. д. 

Детская организация Полевской школы, в которой сегодня учится около 70 детей, называется «РИТМ»- романтики, искатели, творители, мечтатели. Много лет ею руководит педагог-организатор Людмила Николаевна Калашникова. В члены детской организации каждый год торжественно принимают пятиклассников. Большая часть экспонатов школьного музея — фотографии выпускников прежних лет, материалы об истории села и его людях — собраны детьми. Основные направления работы этой организации — поисково-исследовательское, патриотическое и социально-значимое — от приведения в порядок памятников до шефства над малышами. Людмила Николаевна считает неправильным, что каждый год на районных слетах самим педагогам приходится решать, какой работой занять детей в следующем году, потому что общей и обязательной для всех государственной политики в этой сфере почему-то не существует. Слеты активистов школьных организаций проводятся только на районном уровне, хотя ребятам очень интересно, чем заняты их сверстники в других школах области. Детям нужны свежие  впечатления, общение с новыми  интересными людьми. С этим в Полевом – сложно. В этом году вместо шести самых активных членов школьной организации, как планировалось, Людмила Николаевна из-за проблем с транспортом сможет взять с собой в Амурзет только троих. Чтобы они могли поучаствовать в слете, придется нанимать частную машину.

Другой небольшой Благословенской основной школе повезло в том, что здесь есть молодой преподаватель — энтузиаст Александра Егорова, готовая заниматься с детьми «взрослыми» играми. Это единственное в районе  образовательное учреждение, где работает местное радио и дети по-настоящему увлечены идеями школьного самоуправления и организации добрых дел. В самой большой школе района – Амурзетской, где учатся около 600 ребят, детской организации пока нет, хотя, как сообщила педагог-организатор Алена Кротова, в школе уже сформирована необходимая «юридическая база» и в новом учебном году своя детская организация появится. 

 — Такая форма работы с детьми требует очень больших затрат сил, энергии и времени, — считает педагог-организатор. — При отсутствии ответственного вожатого ее проводить непросто. Пока большие общешкольные мероприятия мы проводим с участием наиболее  активных ребят из разных классов. 

В Амурзетской школе были и своя осенняя ярмарка с выставкой цветов, овощных композиций, блюд, и малые олимпийские игры, и праздник, посвященный предстоящему юбилею области. Здесь есть единая для всех форма и значок-эмблема, автором которой стала третьеклассница Дарья Фогель. Школьную газету регулярно выпускают только  для ребят младших классов. Для остальных – по мере надобности. В школе работают три спортивных секции, кружки пения и рисования. Есть и факультативы, где изучают Конституцию РФ, жилищное право, экологию. В таком виде, как в свое время была пионерия, время детских школьных организаций, по мнению Алены Кротовой, безвозвратно  ушло. Нужно искать другие формы.

Да, пионеров в том значении, в котором это слово употреблялось в нашей стране прежде, уже не будет. Но у этого слова есть и другое значение. Пионер — это в первую очередь человек, способный пойти впереди всех — стать лидером. Страна, в которой не занимаются воспитанием таких людей, начиная со школы, не имеет будущего. Наверное, вновь стоит обратиться к «Педагогической поэме» Макаренко: «Нового человека по- новому делать надо. А никто не знает — как». Но точно, что одних уроков, кружков и факультативов для этого, наверно, маловато.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *