В новом статусе

В новом статусе

Фото Олега Черномаза

В конце июня двадцать третья школа Биробиджана сменила статус – отныне это лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом.

О том, к чему обязывает новый статус общеобразовательного учреждения и какие нововведения ждут учеников, рассказывает директор лицея  Лилия Комиссаренко

NAT_5645– Лилия Вольфовна, третья школа, с которой соединили школу №2, в свое время имела статус «лицея». Получается, в какой-то степени, вы вернулись к этому статусу?

– Как говорят – в жизни все развивается по спирали, только каждый раз уходит на качественно новый уровень. Считаю, что наш теперешний лицей – это некий симбиоз, результат успешного слияния двух школ.

 – Какие преимущества дает вашему общеобразовательному учреждению статус лицея?

– Сказать, что теперь у нас появятся какие-то преимущества – неправильно. Все-таки лицей – это определенная ступень развития. Сегодня в соответствии с законом «Об образовании в РФ» каждая школа должна разрабатывать программу развития образовательного учреждения. У нас эта программа тоже есть – она охватывает период с 2011 по 2016 годы. Один из ее прогнозируемых результатов – то, что наше общеобразовательное учреждение приобретет новый статус. Старый закон «Об образовании» 1992 года, при котором мы жили, подразумевал, что школы могут быть разных видов, в том числе и лицеи. И в этом законе как раз были прописаны все преимущества этого статуса. В новой редакции закона лицей, как вид школ, отсутствует. Как я уже говорила, мы поставили перед собой определенные цели и задачи: давать детям качественное образование более высокого уровня, создавать для учеников ситуацию успеха. Неслучайно наша программа развития называется «Школа социализации выпускников». То есть мы ориентировались именно на выпускника, чтобы он выходил из стен школы работоспособным, успешным. И, на взгляд нашего педагогического коллектива, мы к этому уровню подошли. Поэтому о преимуществах статуса лицея говорить рано. Но можно сказать, что мы для себя подняли планку и теперь понимаем, что у нас несколько иная мера ответственности, которая не позволит нам снижать уровень качественного образования. А даст возможность искать новые пути, новые решения для того, чтобы образование было опережающим, чтобы мы выпускали ребят, готовых отвечать на вызовы общества, современной России.

– На днях школа № 1 Биробиджана получила статус гимназии. Расскажите, в чем отличие гимназии от лицея?

– В литературе прописано, что гимназия – это школа с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля. А вот у лицея больше естественно-научная и техническая направленность. Поэтому мы для себя обозначили именно это направление, несмотря на то, что сегодня у нас и гуманитарная составляющая довольно сильная.

В нашей школе, помимо того, что мы знакомим учеников с еврейскими языками, изучают английский, немецкий и французский языки. На днях мы принимаем специалиста, который наряду с английским знает корейский язык. И дети также получат возможность изучать этот язык. Думаю, на этом мы не остановимся. Ученики сами высказывают пожелания, что неплохо было бы еще китайский и японский языки изучать. Так что при наличии специалистов будем расширять спектр изучаемых в нашем лицее языков.

Сегодня у детей очень востребована робототехника. Мы пока еще, к сожалению, в самом начале этого пути, потому что развитие робототехники связано с серьезными материальными затратами. Пока наш лицей не может это себе позволить в полной мере. Наш преподаватель Татьяна Тымкив в этом году на весенней смене в «Алых парусах» вела цикл занятий по робототехнике, который позволил отточить ей свое профессиональное мастерство. Думаю, в самом ближайшем будущем мы доверим ей это направление.

 – Говоря о развитии естественно-научного и технического направления в лицее – при обучении акцент будет только на предметах этого профиля?

– Я считаю, что нашей школе повезло. Потому что в сегодняшней ситуации, когда большое количество учебных заведений говорит о дефиците кадров, профессиональная составляющая у нас очень серьезная. Физику у нас преподает Владимир Коншин – учитель высшей квалификационной категории, который обучил уже не одно поколение биробиджанцев. Знания, что он дает детям, весьма качественные и высокого уровня. Учителя биологии Наталья Смирнова и Светлана Хроленок – также учителя высшей квалификационной категории. Это настолько профессиональные люди, что сегодня трудно найти им равных. Многие призовые места на муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников занимают воспитанники именно этих педагогов. И учителя химии Людмила Гутиева и Маргарита Гладышева, учителя математики Галина Голубева, Лариса Сличная, Татьяна Лоншакова, Анна Резник – тоже профессионалы своего дела. Это те люди, которые имеют сегодня огромный педагогический опыт в области преподавания математики, и их результативность очень высока. Базовые знания у нас очень серьезные, наши педагоги очень требовательные, поэтому и качество образования высокое. Наш учитель математики Татьяна Терских – потомственный педагог, победитель регионального тура «Учитель года ЕАО» – будет представлять наш регион на всероссийском конкурсе. Так что нам есть от чего отталкиваться и к чему стремиться.

 – Какие еще дисциплины, новые направления вы планируете развивать?

– На перспективу планируем, помимо развития робототехники, организовать углубленное изучение информационных технологий, – есть соответствующие специалисты, однако надо будет модернизировать, обновить ту компьютерную технику, которая у нас сегодня есть, поскольку она уже устарела. Также мы планируем ввести черчение, которого в учебной программе не было – когда дети поступают в технические вузы, им нужна эта дисциплина.

Сегодня мы проводим отбор только в десятые классы, что собственно происходит и в других школах. А статус лицея позволит нам проводить отбор на более ранних ступенях обучения – то есть с 8 класса в обязательном порядке. Вовсе не означает, что мы начнем это делать уже завтра. Планируем, что в ближайшее время мы к этому все-таки придем. И постепенно начнем отбор и в седьмых, и в шестых, и в пятых классах. Ранняя профилизация, с одной стороны, в какой-то мере сужает кругозор ребенка и сужает выбор профессии впоследствии. С другой стороны, она концентрирует его внимание на той области знаний, которая понадобится ему в дальнейшем. Мы, конечно, понимаем, что ранняя профилизация может создать ряд трудностей: вдруг ребенок, скажем, в пятом классе выбравший естественно-научное направление, к девятому классу, когда идет формирование более взрослого сознания, передумает и поймет, что он гуманитарий. Как быть в такой ситуации? Мы дадим ему возможность поменять направление, но необходимо будет создать для него дополнительные условия, чтобы этот переход был для ребенка безболезненным. Думаю, благодаря тому что у нас слаженный, профессиональный, квалифицированный коллектив, мы со всеми этими новыми задачами справимся. Более подробно все эти моменты мы распишем в новой программе развития нашего общеобразовательного учреждения, над которой уже начали работать.

Конечно, никуда не исчезнет этнокультурный (еврейский) компонент: он – очень серьезная составляющая нашей воспитательной системы, поэтому абсолютно органично вписывается в программу обучения.

Сейчас мы разрабатываем очень интересный социальный проект – хотим привлечь разные сторонние организации и провести у нас в лицее цикл научно-практических конференций, связанных с различными областями гуманитарных наук – это и история родного края, и история различных этносов, проживающих на территории нашего региона, и еврейский календарь… Надеемся, что у нас все получится, и что это привлечет не только местное сообщество, но и людей из других регионов. Опыт такой у нас уже есть – мы были самыми активными участниками Межрегиональной научно-практической конференции «Нравственные уроки Холокоста и Великой Отечественной войны: историко-литературное отражение и проблемы современности».

– То есть еврейский компонент останется?

– Безусловно, я думаю, он тоже выйдет на другой уровень. Это уже происходит: в течение этого года мы проводили «еврейские набеги» в разные образовательные учреждения города и области. Мы разработали еврейский квест, в рамках которого познакомили учеников других школ с памятными датами еврейского календаря. Также на городском фестивале детского творчества наши ребята представили номера, посвященные еврейскому календарю, и с ними вновь «прошли» по всем школам областного центра. Сейчас мы пытаемся, не уходя от культурной составляющей, подтянуть научную составляющую.

 – Лилия Вольфовна, а какие профильные классы появятся в лицее?

– В этом учебном году мы открываем два направления: естественно-научное и общественно-гуманитарное. В первом будем углубленно давать химию и биологию и дополнительно, по желанию детей, факультативно углубляем математику и физику. При необходимости ребята также смогут более основательно изучить иностранные языки. В рамках общественно-гуманитарного направления ученики получат более глубокие знания по истории, обществознанию и русскому языку,  а  по желанию – иностранные языки и географию. Такая возможность осуществляется за счет факультативов и элективных курсов.

 – И все-таки: есть ли в лицее нехватка кадров?

– Потребность в педагогических кадрах, конечно, есть. Хотя кадровый вопрос у нас не такой злободневный, как в некоторых других школах. На сегодняшний день нам нужен учитель начальных классов и учитель музыки. С 1 сентября к нам приходит, как я уже сказала, специалист со знанием английского и корейского языков. В течение года этот педагог наберет группу детей для изучения корейского языка. Также к нам придет молодой учитель русского языка и литературы. Причем это выпускник нашей двадцать третьей школы, который получил высшее образование и решил вернуться к нам уже специалистом. Мы очень этому рады. Это показатель того, что у нашей школы хорошие перспективы.

– Успехов вам и спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *