В первомайских лозунгах был не только революционный пафос, но и присутствовало весеннее настроение

За свою 130-летнюю историю праздник 1 мая прирастал новыми традициями и лозунгами. И далеко не всегда  эти лозунги  призывали к борьбе трудящихся за свои права, к свободе, равенству и братству народов мира, к трудовым подвигам  и досрочному выполнению пятилеток

В начале века, в 1901 году, Санкт-Петербургский комитет РСДРП вышел на маевку с таким лозунгом: «Братья рабочие и работницы! Для всех наступила весна. Весна приносит нам радость и надежду!»
В Саратове партия эсеров подготовила к празднику транспарант со словами: «1 мая – праздник пробуждения природы – стал праздником пробуждения трудящихся от умственного сна». Если бы еще кто объяснил, что такое умственный сон?
А этот романтический лозунг несли демонстранты в Москве в 1906 году: «Сегодня наш праздник – великий праздник 1 мая! Вновь рождается природа, она брызжет цветами, льется море света и радости – свой новый год празднует она».
Через год в первомайском лозунге усиливается политический акцент: «Товарищи! Первомайское солнце снова восходит над обширной русской равниной и снова его лучи, прежде всего, озарят башни одиночных тюрем и заиграют на стальной щетине солдатских штыков, что охраняют позор и неволю великого русского народа».
1 мая не был тогда красным днем календаря, и социал-демократы призывали народ не идти на работу, а выходить на маевки.
«Праздник 1 мая, товарищи! Пусть в этот день не дымят фабричные трубы, пусть не будет слышно гудков, призывающих нас на работу, пусть разом остановятся все станки и машины».
Одесский «Бунд» на языке идиш вынес на маевку такой лозунг: «Товарищи! В четверг – 1 мая! Ни один пролетарий не должен работать в этот день!»
А центральный комитет «Бунда» призывал: «1 мая – великий всемирный праздник пролетариата. В этот день все сознательные рабочие бросают свои душные мастерские-казематы. В этот день пустуют заводы, безмолвны машины».
«В рубищах, в цепях и язвах застает 1 мая и на этот раз», – сообщал в 1910 году ЦК РСДРП.
После революции призывы не работать в день 1 мая сменились на противоположные. Страну надо было поднимать из разрухи и стало не до маевок. В бой бросили тяжелую артиллерию в лице поэта-трибуна Владимира Маяковского. От имени сознательного народа он вещал: «Эй, товарищи, за труд! Мы в работе ловкие. Если дыры там и тут, нам не до маевки!», «Чем без дел ходить гурьбою, распевая разное, мы, вступив с разрухой в бой, месяц май отпразднуем», «При буржуях праздник я праздновал, бастуя. Нынче власть в стране моя, что гулять впустую?»
Когда дела в стране начали помаленьку поправляться, праздник чуть-чуть разрешили. И поэт заговорил уже по-другому: «День в маевочку мою ясен, словно золото, я часочек попою и займуся молотом».
Интересен такой лозунг 1918 года: «Победив капиталистов, мы должны победить собственную неорганизованность. Только в этом спасемся от голода и безработицы!»
В том же 1918 году день 1 мая стал называться Днем Интернационала. В 1970 году он стал Международным днем солидарности трудящихся, а в 1992-м – Праздником весны и труда.
Многие годы праздничным был и день 2 мая, но в 2002 году его сделали рабочим.
Что касается первомайских лозунгов и призывов эпохи социализма, то они были стандартными, отвечали политическим реалиям времени. Народ призывали крепить мир и дружбу, выполнять досрочно пятилетки, бороться за идеалы социализма, за дело коммунистической партии. Обязательным был лозунг «Мир! Труд! Май!»
В 1990 году в Москве оппозиция провела альтернативную демонстрацию с антисоветскими лозунгами. Президент СССР Михаил Горбачев тогда срочно покинул трибуну Мавзолея.
А вскоре, уже при Борисе Ельцине первомайские демонстрации отменили. Праздничные шествия колонн в день 1 мая возродились при Владимире Путине.


Ирина Шолман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *