В первый раз — в первый класс

В первый  раз — в первый класс

Когда ваш ненаглядный малыш подрос и идет в школу — это одно из самых радостных событий для мамы и папы. Но для самого ребенка это огромный стресс

Конечно, он тоже радуется, ждет — не дождется первого сентября, примеряя новенькую форму, красивые башмаки и набивая ранец массой чудесных школьных принадлежностей. Вместе с тем -вспомните свое детство! — первые школьные месяцы для вашего чада — настоящий стресс. Однако его можно преодолеть либо свести к минимуму, если подойти к делу грамотно.

Мы предлагаем вам прислушаться к советам педагога-психолога областного центра социально-психологической помощи семье и молодежи Виктории Гнездиловой.

— Виктория Владимировна, о чем прежде всего должны помнить родители, отправляя ребенка в школу?

— Первый класс — действительно один из тяжелейших периодов в жизни ребенка. В первую очередь родители сами должны быть готовы к этому событию и исподволь подготовить к нему семилетку. Провести небольшую беседу. Поиграть с ним в школу, объяснить, каким будет его новый распорядок, каковы обязанности ученика, что можно, а чего нельзя делать в школе. Рассказать, что у него будет другой коллектив, что он будет приходить сюда, чтобы многому научиться. Желательно заранее познакомить его с учителем, показать класс, провести небольшую экскурсию.

Лучше, если ребенок пойдет к конкретному педагогу. Потому что это одна из главных задач родителей — выбрать педагога для своего ребенка.

— Почему это так важно?

— Сегодня в начальной школе существует несколько программ обучения, которые учитывают особенности развития ребенка и нацелены на тот или иной результат. Родители выбирают педагога с учетом того, какие способности ребенка хотят развить. Биробиджан — небольшой город, все в той или иной мере знают друг друга, в том числе родители учеников, как правило, знают учителей.

— Насколько мне известно, в нашем городе многие родители хотят отдать своих первоклашек в первую школу, и ни в какую другую, поэтому вопрос о выборе педагога просто не стоит.

— Эта позиция изначально неправильная. Малыш приходит с занятий усталый, в слезах, ему тяжело даются занятия, не нравится учитель. Но родители не думают об этом. Их цель — определить сына или дочку в престижную школу. Гораздо важнее престижа то, с каким настроением ваш малыш будет уходить в школу и возвращаться из нее. Не менее важно, далеко ли от дома она расположена, удобно ли ребенку добираться до нее. В первые месяцы, хотя бы первую четверть, мама или папа должны сопровождать ребенка и встречать его с занятий.

Приучайте ребенка рассказывать вам обо всем, что с ним происходило: что он делал, что чувствовал, что думал. Конечно, этот совет не только к первому сентября, а на каждый день жизни. И если малыш пока не приучен к этому, расспрашивайте, обсуждайте, что у него происходило в школе, что он при этом чувствовал, нравится ли ему учиться.

— Какая информация должна насторожить родителя?

— Если у первоклассника возникают конфликты в школе, надо обсудить эту ситуацию с ребенком. Выясните, почему так получилось? Что нужно сделать, чтобы это не повторялось? Почему Мария Ивановна сделала тебе замечание?

— Как быть родителям, если ребенок не усваивает какой-то предмет из-за того, что у него не хватает усидчивости, сосредоточенности?

— Эти качества надо развивать в ребенке, и легче всего это сделать через игру. Если вы хотите дать ребенку какую-то информацию, чему-то обучить — играйте с ним. Можно поиграть в настольную игру на определенное время — полчаса, час. Чтобы школьный распорядок не был семилетке в тягость, надо приучать его определенное время сидеть за столом.

— Один ребенок легко схватывает, у него хорошее внимание, а у другого внимание рассеяно, он не может сосредоточиться и из школы приходит уставшим от напряжения. Как надо поступать в этом случае?

— Надо дать ребенку возможность отдыха, хотя бы час после занятий, а после этого вместе садиться за уроки. Родители должны приспособиться к новому ритму. Самое лучшее — приурочить отпуск к первому сентября. Адаптационный период длится примерно три месяца, и надо постараться это время почаще быть рядом с малышом. Думаю, можно отпроситься на полчаса в день, чтобы забрать ребенка и отвести его домой.

— А если первоклассник не усваивает один или несколько предметов школьной программы и учитель предлагает забрать малыша из школы, надо ли выполнять это условие педагога?

— В первую очередь важно отнестись к этой ситуации спокойно. Поговорить не только с учителем, но и выслушать мнение своего сына или дочки. Позаниматься со своим первоклассником дополнительно, чтобы поднять уровень знаний ребенка. Если не получается — обратиться к другим специалистам. Можно прийти к нам в центр — мы поработаем с малышом и дадим рекомендацию, надо ли его перевести в другой школьный коллектив, либо принять какое-то иное решение. Порой достаточно перевести ребенка в другой класс, к другому учителю, чтобы первоклассник почувствовал себя комфортно.

— Бывает, что ребенок не умеет общаться, или конфликтует с одноклассниками, либо не очень корректно утверждает себя в роли лидера. Это ведь тоже повод для родительской тревоги?

— В первую очередь надо искать причину. Причины, когда у ребенка может не ладиться учеба либо отношения со сверстниками, могут быть не только в его интеллекте, уровне подготовленности к школе, но и характере, темпераменте, свойствах его личности.

— Хорошо, что в первом классе не ставят оценок, но у ребенка может развиться комплекс неполноценности, если других малышей хвалят чаще, чем его.

— Говорите ребенку, что вы любите его вне зависимости от оценок.

— Надо ли стимулировать школьника за прилежание в учебе? Какой в идеале должна быть система поощрения и наказания первоклассника?

— Это похвала, ласка и забота. Нельзя делать себя заложником собственных обещаний, которые вы не сможете выполнить. Если же ребенку обещать покупку чего-то конкретного за хорошие оценки, может начаться шантаж. Этого делать не нужно. Конечно, ребенка надо приучать к материальной стороне жизни, но нельзя это делать за оценки.

— Обращаются ли родители в ваш центр с подобными проблемами, или они предпочитают решать их сами?

— Обращаются, но, к сожалению, не очень часто.

— Виктория Владимировна, спасибо вам за беседу! Я надеюсь, что ваши советы помогут мамам и папам сделать первые месяцы пребывания их ребенка в школе более гармоничными.

— А я хочу дать еще один совет родителям, имеющим детей любого возраста, а не только первоклассников: если у вас есть проблемы во взаимоотношениях, понимании — обращайтесь к нам, мы вам обязательно поможем.


Подготовлено при содействии областного Центра медицинской профилактики. Фото с сайта winx-games.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *