В поисках струн души

В поисках струн души

Олега Черномаза

Поставленный  театром  спектакль по культовой поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» еще раз напомнил зрителям, что вечные ценности не подвластны времени

Зал почти не смеялся. Иногда хотелось даже заплакать. Хотя были в спектакле и смешные монологи, и гротесковые  загадки,  и притчи, и много чего такого, что должно было вызвать если не смех, то хотя бы улыбку. Но и улыбаться не получалось.

А спектакль был поставлен великолепно. Хотя вначале исполнитель главной роли Кирилл Истратов  показался  скучноватым, вел монолог без эмоций. Но это был режиссерский ход: герой устал от однообразия  жизни, а оно, это однообразие, никак  его не отпускает. И приходится повторяться, и никак не дойдет герой до своего Кремля. Он поедет в Петушки, чтобы убежать от себя,  в надежде там найти потерянное. Это будет дорога-поиск  самого себя, смысла собственной жизни. И два с лишним часа монологов и диалогов  с участием ангелов и  случайных попутчиков  о вечных и преходящих  ценностях.

Сцена уставлена ящиками, на которых  написаны названия станций, через которые проедет герой. Ближе к концу спектакля из этих ящиков вытащат на свет божий  пустые  бутылки от спиртного – все это было выпито, надо думать, в пути. Алкоголь – один из героев спектакля, средство, с помощью которого  главный герой спасается от пошлости и грязи мира, в котором ему приходится жить. Общаясь с ангелами, он сам напоминает ангела со сломанным крылом, который и хотел бы взлететь, да не получается. И остается этому ангелу скитаться среди людей  в поисках  доброты  и струн их души. А чужие души – это потемки.

И тут хочется напомнить цитату из поэмы, которая зацепила меня в конце 1980-х, когда я впервые ее прочла: «Надо чтить, повторяю, чтить чужие души, надо смотреть в них, пусть даже  там и нет ничего, пусть там дрянь одна – все равно смотри и чти, смотри и не плюй».

Конечно, сегодня, спустя столько лет, а написана поэма «Москва-Петушки» в конце 1960-х годов, многое в ней воспринимается по-другому. Но вечные истины не стареют, и это  попытались донести до зрителя  постановщики и актеры спектакля. И главный режиссер Денис Азаров, и все его участники – люди молодые, не пережившие агонии прошлого века, но передали они звучание того времени настолько правдоподобно, будто растворились в нем. 

А смеяться не хотелось, потому что юмор спектакля, как и поэмы, был страшноватым, а порой просто жутким. По-научному – макабрическим. И когда в конце  герой вместо струн русской души находит смерть в подъезде чужого дома, хотелось от этого ужаса закричать. 

Но зал взорвался не от крика, а от шквала аплодисментов, актеров долго не отпускали со сцены, одаривая цветами. Значит, тронул-таки спектакль струны биробиджанской души.

В последний гастрольный день  театр  показал себя в другом амплуа. В концертной программе, посвященной 70-летию  Великой Победы и названной «Он не вернулся из боя», в исполнении драматических актеров прозвучали песни Владимира  Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Юрия Визбора  и других бардов, чье творчество, посвященное войне, трогает струны любой души. Это был концерт-реквием, где  зрителям напомнили о том, какие жертвы понесли народы  в страшной мясорубке войны, о том, что мы, живые, не вправе  об этом забывать. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *