В широком семейном кругу

В широком семейном кругу

Анатолия Клименкова

В ЕАО прошёл первый фестиваль национальных культур

Еврейский и славянский  культурные фестивали давно стали для Еврейской автономии доброй традицией, более того — брендом области. Но не секрет, что интеллигенция ЕАО не раз высказывалась о том, что немало этнических групп, проживающих в области, остаётся «за бортом» общественного внимания, не имея подобных фестивалей. И вот он создан — первый областной фестиваль национальных культур «В семье единой».

Как познакомить широкого зрителя с тем культурным разнообразием, что потенциально можно собрать в   области? Каких-то «национальных» творческих коллективов в ней не создавалось, только в начале сентября прошёл масштабный фестиваль еврейской культуры и искусства, имеющий статус международного. Организовать менее чем в два месяца нечто достойное стало серьёзной проблемой. Но решились. И дело не только в необходимости «фестиваля для всех», но и в том, что заявил он о себе в государственный праздник — День народного единства. Четвёртое ноября — дата в календаре хотя и официальная, но ещё не вполне ассоциирующаяся с определённой идеей праздника — слишком далеки те исторические события, которые взяты за «точку отсчёта», слишком недавно они стали отмечаться как государственный праздник. Фестиваль культур народов России (автору этих строк такое его наименование видится более точным) «В семье единой» выдвинул жизненно важные для нашей страны идеи: «Нас объединяет Россия!», «Россия — это мы!».

В обширном фойе областной филармонии были представлены блюда различных национальных кухонь — от корейских до кавказских и от армянских до… испанских; народные костюмы — белорусские, молдавские, казачьи, армянские; музыкальные инструменты, знакомство с которыми непременно расширит ваш кругозор  и словарный запас: зарб, нагара, доли — это барабаны; саламури, тутак, дудук — разновидности флейты; чонгури — струнный инструмент, а кахури — всего лишь… шапочка на голове грузинского музыканта.

От более знакомых русских предметов быта дохнуло стариной. Кружевные платки и накидки амурских казачек связаны в 1885 и 1917 годах, скатерть пошита на грани XIX и XX веков, того же «возраста» и тульский самовар с клеймом «Торговый домъ Шемариныхъ», а чугунок из Преображеновки, угольный утюг и 116-летнее (!) веретено из удмуртской деревни Базаны и сейчас, кажется, годны в дело, руки только умеючи приложи…

Что ещё предложил фестиваль?

Гала-концерт открылся танцем под знаменитую музыку Исаака Дунаевского «На рыбалке, у реки», она же «Еврейская комсомольская». Символично, что её исполняли юные артисты в костюмах разных народов России, а в рисунок танца органично вплетались казачий пляс и посвист, плавные движения славянских девичьих хороводов.

Этому гармоничному смешению и чередованию следовал весь концерт. И когда на сцену областной филармонии впервые вышла с номером горлового пения студентка Биробиджанского медицинского колледжа, только в этом году приехавшая из Республики Саха (Якутия); и когда кореец из… Узбекистана Вячеслав Сим, считающий, что обрёл в Еврейской автономной области вторую родину, исполнял песни, написанные им по-русски, и приветствовал зрителей и слушателей: «Салям алейкум!»; и когда мастер игры на ударных инструментах Гамлет Сабир-оглы Гасулов аккомпанировал девушкам, исполняющим танец «Славься, Азербайджан!»; и когда зажигал зал новичок — детский цыганский ансамбль…

Конечно, ряду этих самодеятельных исполнителей трудно было бы конкурировать в профессиональном мастерстве с лауреатами зональных, российских, международных фестивалей — знаменитой украинскими песнями «Камышинкой»,  казачьим ансамблем «Гуляй, братки» или театром танца «Сюрприз», который, кажется, может всё. Но тем ценней выход на сцену этих истинных носителей национальной культуры, языка. Тем ещё это ценней, что большинство их молоды, полны сил и вчера вкусили первой славы артиста, услышали первые искренние аплодисменты в свой адрес, и потому есть уверенность, что доставшееся им по наследству богатство они сохранят и приумножат. А затем сделают достоянием всей своей страны Биро-Биджан, в которой живут.

Сотни зрителей вчера увидели вживую многоликую и единую Россию. Многое увидели впервые, о многих талантах не подозревали. Режиссёрам, хореографам, концертмейстерам есть над чем и, главное, есть с кем и для кого работать. И значит, такой фестиваль станет традицией, которой может гордиться каждый житель области!

Вы помните, что песня, открывавшая новый  фестиваль национальных культур, взята из кинофильма «Искатели счастья»? Свой дом и новую родину в примечтавшейся «за горами, за морями» стране Биро-Биджан 80 лет назад искали переселенцы из бедных уголков страны, из-за границы…  Дом в Биробиджане всё-таки построен, в нём есть место для всех. Это главная наша традиция.

Расулов Саидрахмон Хайдарович, имам-хатыб мусульманской религиозной организации Биробиджана, член Общественной палаты при губернаторе ЕАО:

— В нашей общине на молитву собираются до 400 человек. Ещё есть общины мусульман в Смидовичском, Облученском, Ленинском районах. У нас есть хорошая надежда: верховный муфтий Москвы Талжат Талджин обещал помочь нам построить мечеть и заверил, что мечеть в Биробиджане будет самой красивой на Дальнем Востоке!

В общине вера объединяет киргизов, узбеков, башкир, татар, таджиков, представителей разных народов Дагестана… Наша община изначально многонациональна, и никто не спорит, кто в ней «главный». При этом у нас хорошие, отличные даже, отношения с еврейской общиной, мы всегда поздравляем друг друга с нашими праздниками. Как предприниматель, я оказывал помощь Биробиджанской православной епархии в строительстве часовни, знаю, что и другие предприниматели делали разные пожертвования. Это очень важно, если люди умеют так  уважать друг друга.

В сентябре я был на семинаре в областной библиотеке им. Шолом-Алейхема, где представители органов власти, общественности, педагоги обсуждали: что такое дружба народов? Мне понравился доклад сахалинцев о том, как у них уживаются различные религии, как изучают историю религий. Я думаю, это правильно, что такой курс ввели в школах, но считаю, что дети должны знать обо всех религиях, чтобы понимать своих соседей. Тогда и дружба народов будет настоящей.

Овик Норикович ВАРАНЦОВЯН, предприниматель:

— У нас нет официально зарегистрированной армянской общины. Просто мы, живущие в Биробиджане армяне, поддерживаем друг с другом хорошие отношения. Город маленький, мы знаем, кто сюда приехал из наших земляков. Мероприятий, связанных с национальной культурой, мы не проводим, но поддерживаем наши обычаи, собираемся и отмечаем Пасху, родительский день, армянские праздники.

Среди нас — представители разных поколений: дети и взрослые. Мы не держимся особняком, со всеми общаемся — с таджиками, азербайджанцами, русскими. Кроме этого общаемся с земляками, проживающими в других дальневосточных городах.

Почему бы не проводить здесь фестиваль армянской культуры? В Биробиджане не очень много армян, но 4 ноября мы представили армянскую культуру на сцене филармонии — впервые в ЕАО: армянская национальная одежда, кухня. Костюмы я, кстати, из Армении привез — там есть магазины, которые продают старинную одежду. Надо чаще встречаться!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *