Ваша карта заблокирована, или Речевой гипноз

Технологии речевой манипуляции и SMS-сообщения используют мошенники в Хабаровском крае и ЕАО. Владельцы банковских карт рискуют перевести аферистам крупные суммы со своих счетов, даже не подозревая об этом

По сообщениям РИА AmurMedia, с недавнего времени на территории Хабаровского края граждане начали получать SMS-сообщения с номера «90-0» с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. Номер «90-0» визуально схож с номером абонентской службы, действительно оповещающей владельцев карт одного из известных банков. Поэтому граждане могут рефлекторно принять мошенническое сообщение за «чистую монету» и перезвонить по указанному номеру.

В последнее время случаи мошенничества участились и в нашей области. Ее жителям все чаще приходят СМС-сообщения примерно такого содержания: «Ваша карта «VISA» заблокирована инф. по тел…»

Получив такое сообщение, некоторые бегут в банк — узнавать причины блокировки и способы решения проблемы, а многие просто перезванивают. Человек на другом конце провода представляется как сотрудник службы безопасности банка, но не сообщает, какого именно. Иногда он может назвать даже свои фамилию, имя и отчество. Посылка сообщения объясняется сбоем компьютерной системы банка, а для устранения «недоразумения» жертве предлагается найти ближайший банкомат и под руководством «сотрудника» — по телефону — разблокировать карту. Зачастую (но не всегда!) мошенник просит сказать ему ваши личные данные (номер телефона или карты, паспортные данные, ФИО и т. д.), якобы необходимые ему для разблокировки карты. Несведущие или легковерные пользователи банковских карт сначала добродушно предоставляют ему личную информацию, а потом еще и выполняют действия по инструкции мошенника. Им даже в голову не приходит, что с ним говорит аферист! Ведь чаще всего мошенники говорят очень уверенно, хорошо отработанными фразами, что, естественно, внушает жертве доверие к собеседнику.

По какой схеме работает банковский мошенник? Узнав ваши личные данные, он предлагает вставить в банкомат карту и сделать запрос баланса. Затем просит озвучить текущий баланс вашего лицевого счета. Если на вашей карте имеется лишь несколько сотен рублей, мошенник сообщает, что карта теперь активирована, и благополучно с вами прощается. Такая сумма его не интересует. Если баланс карты около 1000 и более рублей, банковский аферист говорит вам последовательность действий, необходимых для… пополнения счета его телефона!

«Загипнотизированный» деловым тоном мошенника и сложными комбинациями номеров, гражданин в результате, сам того не подозревая, переводит крупные суммы на счет сотового телефона, указанного «сотрудником». Разумеется, снять полученные деньги с мобильных счетов (зарегистрированных, как правило, в других регионах) для преступников не составляет труда.

Возникает еще один вопрос: как мошенникам удается оставаться незамеченными? Неужели никак нельзя отследить их по номерам телефонов? Скорее всего они используют подставные номера. Возможно, эти же мошенники «по совместительству» еще и похитители телефонов или держат с похитителями «деловую» связь. Неудивительно, что спрос на украденные телефоны растет. Для мошенников, наверное, ценнее не похищенный телефон, который они продадут за копейки, а сим-карта, с которой можно провернуть какую-нибудь аферу, пока нерасторопные клиенты сотовых операторов не догадаются заблокировать сим-карту.

Итак, если вам все-таки пришло подобное сообщение, вы должны помнить, что никто, кроме вас, не может заблокировать карту! Процесс этот происходит либо при вашем участии, либо по вашей инициативе.

Еще одна важная особенность, о которой следует задуматься, — это характеристика вашей карты. Прежде чем перезванивать всем подряд, подумайте, а действительно ли у вас карта VISA или, может быть, Maestro? Чаще всего мошенник не знает, есть ли у вас вообще карта. Самая распространенная карта — это VISA, потому в такого рода сообщениях указывается именно она. Кроме того, если бы СМС поступило от банка, после слова VISA были бы указаны последние четыре цифры номера вашей карты.

Получив подобного рода СМС-сообщение, обратите внимание на номер телефона. Банк не может пользоваться такими операторами связи, как Мегафон, Билайн или МТС. Сообщения от банка должны быть посланы с номеров: 8 800 555-55-50 или 900 (Сбербанк), 8 800 200-66-33 (Росбанк), 8 800 200-02-90 (Россельхозбанк), 8 800 700 800 6 (Хоум Кредит банк), 8-800-100-7-100 (Восточный Экспресс банк) и т. д. Как видите, номера банков в основном начинаются с «8 800…», а не с «+7…». Тем более, что на любой карте имеется номер телефона банка. Если вы твердо убеждены, что это сообщение вам прислал все-таки банк, лучше сходите в его отделение, а не перезванивайте и уж тем более не сообщайте никаких данных о себе.

И самое главное — прежде чем очертя голову перезванивать на сомнительные номера, с которых вам было отправлено СМС такого содержания, просто проверьте баланс карты. Если она действительно заблокирована, вы не сможете совершить ни одну операцию, даже обычную проверку баланса.


Евгения МАРКЕЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *