Вдоль Амура белым парусом

Вдоль Амура  белым парусом

Игоря Симонова

В ближайшие выходные Хабаровск будет отмечать 155-летие

Песня известного дальневосточного барда  Матвея Журавлева, более известного как «деда Матвея», на слова  Аркадия Федотова, строкой из припева которой названы эти заметки,  впервые была публично исполнена в дни празднования 110-летия Хабаровска. Несмотря на свой солидный возраст (45 лет), необычайно лиричная и мелодичная, она давно стала неофициальным гимном краевого центра.

Вдоль Амура белым парусом
Высятся дома Хабаровска,
А увидишь город издали —
Словно не дома, а корабли…

Стоит только прочесть эти строки, и перед глазами  предстает красивый современный город с неповторимой архитектурой.

С какой бы стороны вы не подъезжали к Хабаровску — с юга, по шоссе, чуть ли не вплотную прилегающему к  хехцирским сопкам, с запада, по красавцу-мосту, ставшему одним из достопримечательностей России, на теплоходе по своенравному  величавому Амуру или на белокрылом самолете, — отовсюду этот город поражает своим великолепием и поистине богатырским размахом.

Это сегодня Хабаровск — дальневосточная и краевая столица, крупнейший промышленный, научный и культурный центр огромного края, воздушные и речные ворота нашей страны в Азиатско-Тихоокеанский регион, а более полутора веков назад  вокруг были лишь непроходимые тайга и болота. 

При заключении Айгуньского договора о размежевании границ с Китаем в мае 1858 года на правом берегу Амура в череде первых русских поселений, среди которых станицы Головинская, Михайло-Семеновская, Екатерино-Никольская (ныне они все на территории ЕАО),  был основан военный пост Хабаровка. Именно 30 мая того года здесь высадился отряд капитана Якова Дьяченко, в честь которого назван скромный переулок в историческом центре города. Хабаровку основали в очень удобном месте, на слиянии рек Амура и Уссури. Она стояла на перекрестке всех путей сообщения от Владивостока и побережья Тихого океана. 

Благодаря такому расположению поселение начало быстро развиваться. Пушные и рыбные промыслы, неэквивалентный обмен с аборигенами оказались весьма прибыльным делом и привлекали множество  торгового люда со всей России. 

К концу XIX века Хабаровск получил статус города. Сюда из Николаевска-на-Амуре перенесли столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. Хабаровск становится еще и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году создается база Амурской флотилии.

В годы Первой мировой войны завершается сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали, которая  соединила Дальний Восток с европейской частью России. Заключительным звеном  Транссиба стал железнодорожный мост через  Амур.

Богата и военная история Хабаровска. Ожесточенные бои развернулись здесь  в  Гражданскую войну, а накануне и в годы Великой Отечественной Хабаровск оставался мощным форпостом СССР на востоке страны. Он внес значительный вклад в победу над фашистами и разгром Квантунской армии. Отсюда осуществлялось руководство Советской  армией на завершающем этапе Второй мировой войны. Знаменательно, что осенью прошлого года именно Хабаровск последним из российских городов  был удостоен звания «Город воинской славы».

И все же многие годы, если не десятилетия, город на Амуре по своему благоустройству мало чем отличался от многих других провинциальных городов России. Малоэтажные постройки, многие из них иначе как лачугами трудно было назвать, непролазная грязь и бездорожье (лишь в центре города улицы были вымощены брусчаткой, по которым громыхали конные повозки и редкие авто) — таким я помню Хабаровск в годы моего босоногого послевоенного детства.

Но благодаря упорному труду многих поколений дальневосточников город постепенно рос и хорошел. В 60-е годы в бетонные коллекторы были спрятаны речушки Чердымовка и Плюснинка, о которых помнят лишь старожилы. На их месте раскинулись Амурский и Уссурийский бульвары. Выросли новые площади и скверы, вдоль рек протянулись широкие проспекты.  Осенью 1956 года по улицам краевого центра впервые прогрохотал трамвай. Через двадцать лет от Амура до аэропорта протянулась и троллейбусная линия. А нынче город-юбиляр готовится принять экологичные  газомоторные автобусы. Первые 30 машин выйдут на маршруты уже через год.

Сегодня  Хабаровск —  один из красивейших городов страны. За последние годы он  трижды (в 2004, 2006 и 2008 годах) занимал первые места в конкурсе «Самый благоустроенный город России» среди административных центров субъектов РФ.

О Хабаровске сложено множество стихов и песен. Мне милее всего строки известного дальневосточного поэта Петра Комарова:

Есть слово древнее «хабар». 
У русских воинов сначала 
Оно удачу означало. 
И от чертогов до хибар 
Был славен воинский хабар. 
Пусть я удачу назову сегодня как-нибудь иначе, 
Но сам я в городе удачи, 
В родном Хабаровске живу.

И пусть я давно  живу в Биробиджане, сердце мое по-прежнему бьется  чаще, когда вдруг  оказываюсь в родном Хабаровске — городе моего детства и юности. На сей раз мне и вам, дорогие читатели, в этом помогут снимки известного фотохудожника, члена Общества фотографического искусства ЕАО Игоря Симонова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *