Вечные сюжеты

Вечные сюжеты

«Ветхий Завет — глазами современных художников» — такую экспозицию можно сегодня увидеть в Биробиджане, в музее современного искусства.

Собирать уникальную тематическую коллекцию сотрудники музея начали еще в 1989 году, первыми в России.

— Ветхий Завет — источник вдохновения многих поколений писателей, поэтов, музыкантов и художников. Не исключение и наши с вами современники, — говорит заместитель директора музея Елена Гладкая. — Мы искали авторов, которых эта тема интересовала, тогда многие рисовали, но никто это не афишировал. Картины Олега Фирера и Виктора Чайки положили начало коллекции, потом она пополнилась работами Александра Шурица, Михаила Селищева, Владимира Хрустова.

Сюжеты картин авторы всегда выбирали сами, но наибольшее количество интерпретаций получили ветхозаветные истории о Ноевом ковчеге, Содоме и Гоморре, Вавилонской башне, Каине и Авеле, Иосифе и его братьях — рассказы, связанные со страстями человеческими: преступлениями, грехами, расплатой за них.

Благодаря Александру Шурицу, сумевшему заинтересовать ветхозаветной тематикой своих коллег, коллекция пополнилась картинами художников из Новосибирска: Натальи Толпекиной, Даниила Меньшикова, Татьяны Владовой, Сергея Мосиенко. Позже появились работы москвича Александра Элмара, хабаровчан Александра Лепетухина, Дмитрия Романюка, читинца Романа Цымбало, биробиджанцев Бориса Косвинцева и Сергея Бунькова. Сегодня сотрудниками музея собрано 170 картин художников разных национальностей, вероисповедания, из разных регионов страны.

В рубрике «Картина мира» «БШ» будет рассказывать о полотнах из фондов музея современного искусства и их авторах. Сегодня это работа Александра Шурица «Третий день творения» — композиция на сюжет из Ветхого Завета о сотворении растений (Бытие. Глава 1).

Александр Шуриц — автор, кисти которого принадлежит целых двадцать пять картин на ветхозаветную тематику. Родился художник в Биробиджане в 1945 году. Окончил художественно-графическое отделение Биробиджанского педучилища, год работал учителем рисования и черчения в школе-интернате, а в 1964 году поступил в Московское Строгановское училище на факультет дизайна. Потом по распределению попал в Новосибирск — в этом городе прошло становление художника, там он живет до сих пор. Леонид Школьник, рассказывая о своем друге, упоминал, что первые его работы подвергались яростной критике — за сюрреалистичные мотивы, за попытку изобразить фантасмагорию мира. Но, быть может, именно этот «шум» и принес художнику большую пользу, дал возможность организовать выставки в разных городах России и мира — от островов в Мексиканском заливе до Парижа, Рима и Венеции.

Александр Шуриц — член Союза художников России, автор иллюстраций ко множеству книг (их около сотни). Художник был награжден серебряной медалью Академии художеств Российской Федерации и дипломом Всероссийского конкурса книжной иллюстрации за дизайн и иллюстрации к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.

Сегодня работы Александра Шурица находятся в Третьяковской галерее в Москве, в картинных галереях Владивостока и Новосибирска, в фонде Humanitas в Роттердаме и в собраниях российских и зарубежных коллекционеров.

Новосибирский искусствовед Владимир Назанский оценивает творчество художника так: «Мир Шурица мифологичен, архаичен, современен, серьезен, весел, реален, виртуален, чужд всякой пафосности. Я бы прописывал картины Шурица как витамины, они несут уникальное начало — опыт любви и принятия мира, опыт счастливого человека».

Работа Александра Шурица «Третий день творения» — это «презентация» трудов Бога. В центре композиции, лицом друг  к другу, в профиль, изображены два босых  ангела. В руках у одного из них — груша, у второго — цветок.

— Пальмы на картине еще маленькие, ниже ангелов, потому что они только созданы. И цветок тоже несоразмерный, это трилистник — намек на троичность божества. Под ногами у ангелов голая земля  и фон  очень условный —  охристое небо с низкой линией горизонта, — рассказывает о картине заместитель директора  музея современного искусства ЕАО Елена Гладкая. — Пропорции персонажей упрощены и искажены, это вообще важная примета творческого метода Александра Шурица. Возможно, в нем есть что-то от Шагала, что-то от модерна, но это складывается в собственный характерный стиль. Важно и то, что автор часто переодевает своих персонажей в костюмы сегодняшних дней. И если здесь ангелы изображены в привычном виде, то на другой картине — «Борьба Иакова с Богом» — у Иакова вполне современные джинсы.  Автор сочетает приметы разных эпох, а лица героев на его картинах несколько статичны, это своего рода театр. Так Александр Шуриц пытается вывести сюжет за рамки конкретного,  показать, что те самые библейские драмы, которые для нас случились когда-то очень давно,  повторяются из эпохи в эпоху, из века в век. Поэтому на картинах почти всегда «глухой» фон, а если пейзаж и есть, то он достаточно схематичный. Картина — иллюстрация к вечному сюжету, который излагается в вечной книге.


 

О других экземплярах коллекции музея современного искусства ЕАО читайте в следующих номерах «БШ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *