Великолепная семерка

В кино, как и в любом виде искусства, есть своя классика, признанная, бесценная. «Сейчас так уже не снимают», – говорят часто люди о легендарных советских фильмах, актуальных и спустя десятилетия после того, как были сняты. Вспомним семь лучших советских фильмов в своем жанре

Лучшая драма

«Летят журавли» (1957 г.) Михаила Калатозова – единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1958 году. На съемках ассистентом оператора работал французский кинорежиссер Клод Лелуш, который и рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. А тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву фильм, мягко говоря, не понравился. О триумфе картины на ее Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий, указаний имен режиссера и автора сценария.

Лучшая мелодрама

Вышедшая 11 февраля 1980 года картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» имела оглушительный успех у зрителей, стала одним из лидеров кинопроката. Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм пять раз! В 1981 году  кинолента была удостоена премии «Оскар» Американской академией кинематографических искусств и наук как лучший фильм на иностранном языке и Государственной премии СССР.

Лучший фильм-размышление

Во многом автобиографичный фильм Андрея Тарковского «Зеркало» (1974 г.) стал бесспорно культовым и вошел в классику как отечественного, так и мирового кинематографа. В нем снялись все самые яркие звезды советского кино, такие как Маргарита Терехова, Олег и Филипп Янковские, Иннокентий Смоктуновский и другие. Главный герой фильма Алексей мучительно и безрезультатно пытается разобраться в своем внутреннем мире, где сплелись воедино детские впечатления и воспоминания о минувших годах с событиями и переживаниями настоящего. «Зеркало» – кино исповедальное и глубокое, наступающее ощущение от просмотра которого – катарсис.

Фильм, оказавший самое большое влияние на мировой кинематограф

Дзига Вертов быть может главный изобретатель советского кино, основатель мирового документального кино и скрытой камеры. Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) – одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых, не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства. В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актеров, считая эти элементы не кинематографичными. Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своем арсенале исключительно средства съемки и монтажа и тем самым создает «чистое» кино.

Лучший боевик

Фильм режиссера Бориса Дурова «Пираты XX века» (1979 г.) – самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката. Известно, что утренние сеансы в будние дни часто приходилось отменять – школьники целыми классами сбегали с уроков на просмотр «Пиратов». Секрет успеха картины – в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

Лучшая комедия

Эксцентрическая комедия  Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 г.) стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссер очень ловко ушел от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона». В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. Профессиональные актеры, оригинальный, увлекательный сюжет и масса смешных кадров сделали «Бриллиантовую руку» классикой комедийного жанра в русскоязычном кинематографе, пересматривать которую не надоест никогда.

Лучший фильм ужасов

Жанр хоррора в СССР развития не получил, однако отыскать по-настоящему страшный фильм советского производства можно. «Вий» 1967 года навсегда останется лучшим ужастиком, снятым в Советском Союзе. Безусловный лидер советского кинопроката, вышедший на международный уровень, – невероятно зрелищный хоррор по меркам прошлых лет, да и нынешних. Главные роли в нем исполнили актеры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Съемочный процесс нельзя было назвать ровным – с актерами и группой постоянно случалась «мистика». И не удивительно – фильм снят по мотивам одноименной повести Н.В. Гоголя, самого «мистического» русского писателя.


По материалам сайта russian7.ru. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *