Вкус свободы

Вкус свободы

Олега Черномаза

Песах — праздник свободы — посвящен Исходу из египетского рабства.

Еврейский народ  оставил богатую и обжитую землю и отправился в выжженную пустыню без каких-либо запасов еды, полагаясь только на слова Моисея, который говорил от имени Всевышнего

История Исхода весьма трагична — Всевышний наслал на египтян десять казней, и только после этого фараон позволил евреям покинуть страну.

Исход из Египта занимает центральное место в судьбе еврейского народа. Одна из главных его черт — вера во Всевышнего, в то, что он причастен ко всему, что происходит в мире.  Особенность этого события — в каждом поколении еврей должен смотреть на себя так, будто это он вышел из рабства и почувствовал себя свободным человеком.

Песах длится 8 дней. Кульминацией праздника является седер. Дословно  это слово переводится с иврита как «порядок»  и обозначает ритуал проведения трапезы в первые две ночи Песаха.  Помещение, где будут находиться хозяева и гости, должно быть украшено, ярко освещено, стол красиво сервирован.

Обычно седер проводит глава семьи. Для тех евреев, кто не может отметить праздник дома, проводятся общинные седеры.

Любой из предметов на столе пасхального седера имеет  не только и не столько практическое, сколько мистическое значение. Ритуал седера детально разработан много веков назад и зафиксирован в пасхальной Агаде. Агада — своего рода путеводитель по духовному миру Исхода.

Напомним основные элементы седера. На праздничном столе должны быть три листа мацы. Одно из названий мацы — «хлеб веры». Когда  евреи отправились из Египта в  пустыню,  они так спешили, что тесто для хлеба, который они собирались испечь, не взошло, о чем и напоминает нам маца на пасхальном столе. Три листа мацы символизируют три пласта еврейского народа — коэнов (священников), левитов (помощников коэнов)  и остальных евреев.

Поверх мацы кладут кеару —  праздничное блюдо.  На него в определенном порядке выкладывают шесть предметов: зроа — кусочек зажаренного на огне куриного мяса с косточкой или куриное горлышко, в память о пасхальном жертвоприношении, которое ели в эту ночь во времена существования Храма. В наши дни зроа в течение седера не едят, и это должно напоминать участникам трапезы о том, что они еще не обрели совершенства.

Бейца — сваренное вкрутую яйцо — напоминает о праздничном жертвоприношении, которое совершалось во времена существования Храма.

Марор — листья салата или натертый корень хрена — символ горечи египетского рабства.

Карпас — кусочек репчатого лука или вареного картофеля — в течение седера окунают в соленую воду и едят в память о  слезах, пролитых евреями в рабстве.

Харосэт — смесь из тертых яблок, груш и орехов с красным вином — по виду похожа на глину и напоминает о том, как евреи изготовляли кирпичи и по приказу фараона строили египетские города.

Хазерет — листья салата или натертый корень хрена — напоминает о начале порабощения, казавшемся сначала адаптацией в чужой стране. Евреи стали рабами незаметно для самих себя. Таковы же и свойства хазерет: вначале вкус кажется довольно мягким, и только разжевав его, чувствуешь горечь.

Одна из важнейших заповедей  Песаха — запрет на употребление хамеца, а это пища, содержащая пшеницу, рожь, ячмень, овес или полбу, а также любую комбинацию этих злаков. Маца, напротив, является единственным мучным изделием,  разрешенным  в пищу в течение всех дней праздника.    

По традициям прошлого

Биробиджанский Детско-юношеский центр еврейской культуры соберет юных горожан на пасхальный седер

Говорят, что весь еврейский мир, вся основа традиции и модель воспитания еврейских детей нашли свое выражение в том, что происходит за пасхальным столом.

С порядком проведения пасхальной трапезы — седером — ежегодно знакомят своих учащихся педагоги Детско-юношеского центра еврейской культуры.

— На седере  совершается целый ряд необычных, даже странных на первый взгляд действий — именно для того, чтобы пробудить интерес детей, чтобы побудить их активно участвовать в церемонии, — рассказывает Мария Брагина, педагог Детско-юношеского центра. — Мы не просто рассказываем детям некую виртуальную историю из прошлого, но как бы сами переживаем Исход из Египта, выход из рабства на свободу. Так мы приобщаем воспитанников к истории, культуре, религии еврейского народа. А еще показываем, что те ценности, которым мы их обучаем, являются главными для нас самих.

Дети — главная составляющая пасхального седера. Задолго до наступления праздника педагоги ДЮЦЕК начинают рассказывать воспитанникам центра, как нужно готовиться к седеру, как сервировать стол, без каких предметов не обойтись, как их правильно расположить и что они означают.  

Кидуш (благословение), омовение рук, преломление мацы, чтение Агады  (истории об Исходе из Египта и заповедях Песаха) — все это этапы седера.

— Как говорят мудрецы, многое из того, что делается во время седера, предназначено для того, чтобы дети задавали вопросы. А по ходу чтения Агады обсуждение только приветствуется, — рассказывает Мария Брагина. — Да и вопросов у ребят обычно бывает масса. Веселые игры и конкурсы помогают ребятам в интересной и увлекательной форме знакомиться с традициями праздника. Каждый год мы проводим в центре конкурс рисунков на тему Песаха.

По мнению Марии Брагиной, знакомство с историей и традициями Песаха позволяет детям понять важность этого праздника, впитать в себя его дух. Учащиеся центра ждут наступления Песаха и участия в седере. А это самое главное, ведь еврейский народ будет жив, пока дети читают пасхальную Агаду.

Маца для первоклассников

В школе № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа прошел на днях открытый урок, посвященный одному из главных еврейских праздников, Песаху

Школа № 23 — единственная в области, где изучаются языки и история еврейского народа. Кроме того, ребята знакомятся с еврейскими традициями не только в теории, но и реализуют свои знания на практике: отмечают по всем правилам праздники,  разыгрывают спектакли, разучивают еврейские песни, танцы. В этот раз первоклассники узнали много нового о Песахе и его обычаях. Учителя рассказали им об истории возникновения праздника — повествование о  Моисее и освобождение еврейского народа от египетского рабства малыши слушали очень внимательно.

— Такие мероприятия стали у нас традиционными. Знакомство подрастающего поколения с еврейскими праздниками — не только увлекательное занятие, но и настоящая духовная работа, — говорит Татьяна Месамед, учитель еврейского языка и еврейской культуры. — Мы помогаем ребятам увидеть мир вокруг себя во всем его многообразии. Ведь многие дети, несмотря на то что живут в Еврейской автономной области, не знают о культуре еврейского народа практически ничего. Наша задача в том и заключается, чтобы восполнить эти пробелы.

После интересного рассказа ребята с радостью взялись за выпекание мацы. К делу, надо сказать, отнеслись более чем серьезно. Внимательно выслушали инструкцию учителя и под его бдительным оком начали творить всего лишь из двух ингридиентов — муки и воды — настоящее чудо. Старательно замешивали тесто, раскатывали его в тоненькие лепешки, а потом прокалывали их вилками, чтобы тесто не надувалось при выпечке. Несколько минут томительного ожидания, пока маца подрумянится. Наконец, счастливые кулинары смогли попробовать  плоды своего поварского искусства. Улыбки на лицах и громкий хруст — маца удалась!

— Мне понравилась маца, — с довольной улыбкой рассказывает Паша Явиц. — Она очень вкусная и нетрудно готовится. Сегодня же маме покажу, как просто и легко это делается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *