Владимир Джабаров: «Сенат нужно строить по непартийному принципу»

Владимир Джабаров: «Сенат нужно строить  по непартийному принципу» - Владимир Джабаров (третий справа), председатель ЗС ЕАО Анатолий Тихомиров и депутат ЗС ЕАО Любовь Павлова в школе села Птичник.

автора

Владимир Джабаров (третий справа), председатель ЗС ЕАО Анатолий Тихомиров и депутат ЗС ЕАО Любовь Павлова в школе села Птичник.

Представитель парламента ЕАО в Совете Федерации, первый заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров в интервью «Биробиджанской звезде» рассказал о деятельности сенаторов в 2012 году и о работе над законами, вызвавшими в стране широкий общественный резонанс.

— Владимир Михайлович, журнал «Вестник Совета Федерации» сообщил недавно, что работа российского сената в первой половине 2012 года была одной из самых напряженных за последнее время. С чем это связано?

— Действительно, за семь месяцев прошло 11 заседаний палаты. Это очень хороший показатель. Сенаторы одобрили два конституционных закона и 150 федеральных законов, поступивших из Государственной Думы. Весенняя сессия была чрезвычайно насыщенной и сложной. И даже не потому, что рассматривалось такое количество документов. А потому, что это были очень важные и резонансные законы, часть из которых обеспечивает дальнейшее развитие демократических принципов в политической и избирательной системе страны.

Минувшая сессия была особенной еще и потому, что она проходила на фоне событий, имеющих ключевое значение для государства. Прежде всего, это кампания по выборам Президента России, избрание на этот пост Владимира Владимировича Путина. Именно это время было отмечено подъемом общественно-политической активности жителей страны. Люди заявили о своем намерении реально участвовать в управлении страной, контролировать действия власти. Это в своей основе позитивный процесс и мощный ресурс развития. И всем нам (я имею в виду депутатов, исполнительную власть, здоровые политические силы, отечественный бизнес, представителей гражданского общества) необходимо было направить эту активность в конструктивное русло, наладить открытый, равноправный диалог власти и общества.

— Какие, по вашему мнению, законы, из числа одобренных Советом Федерации, направлены именно на демократизацию политической системы страны?

— Прежде всего, это законы о выборах губернаторов, об упрощении процедуры создания и регистрации политических партий, об освобождении от сбора подписей избирателей при проведении любых выборов, кроме выборов Президента.

Также сенаторы выступили в поддержку инициативы по созданию общественного телевидения, общественных советов при министерствах и ведомствах, проекта открытого правительства.

— Одной из главных политических тем было обсуждение предложений о новом порядке формирования Совета Федерации.

— Здесь нужно отметить, что именно Сенат инициировал широкое публичное обсуждение мер по повышению роли верхней палаты в государственно-политической системе страны, укреплению ее связей с регионами, подготовку законопроекта о новом порядке формирования палаты.

Участие же Президента страны в заседании палаты, на котором обсуждались эти меры, говорит о том, что он придает деятельности Совета Федерации большое значение, как одному из важнейших институтов государственности. Президент не только поддержал подготовленный нами проект закона о новом порядке формирования Совета Федерации, но и сам внес этот документ в Государственную Думу.

Проект закона предусматривает, что Совет Федерации строится по непартийному принципу, в нем не может быть партийных фракций и, следовательно, рассмотрения вопросов на основе пристрастий тех или иных политических групп. Работая над проектом закона, сенаторы руководствовались, прежде всего, тем, что регионы в Совете Федерации должны представлять именно местные элиты — политические, экономические. Поэтому в документе прописана так называемая норма ценза оседлости. Согласно ей, в список кандидатов вместе с кандидатом в губернаторы на выдвижение затем в Совет Федерации теперь может быть включен только человек, проживший в регионе не менее пяти лет. Это принципиальная позиция нового закона.

— А как сегодня выстраивается сотрудничество верхней палаты с регионами?

— В минувшую сессию Совет Федерации совместно с Государственной Думой создали Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании — в совершенно новом формате. Он открыл регионам новые возможности для реализации своих интересов в законодательной сфере, для усиления влияния на выработку решений, принимаемых федеральными органами власти.

В конце минувшего года сенаторы также обобщили предложения регионов, касающиеся децентрализации, перераспределения полномочий между разными уровнями власти. В этой работе активно участвовали депутаты Законодательного Собрания и правительство нашей области. Предложения ЕАО, которые я представлял в Совете Федерации, были приняты. Наша работа не пропала зря.

А руководством страны были приняты принципиальные решения. Об этом говорилось на июльском заседании Государственного совета. Передача полномочий начнется с 1 января следующего года. Децентрализация власти будет идти сначала в тестовом режиме. Предстоит в короткий срок разработать пакет новых законопроектов, нормативных актов, определить источники финансирования. И Совет Федерации, как палата регионов, включится в эту работу уже на ранней стадии подготовки законопроектов, с тем, чтобы обоснованные предложения регионов были учтены наиболее полно. Это наша приоритетная задача на ближайшее время.

— Деятельность Совета Федерации не ограничивается исключительно политикой. Рассматриваются и вопросы социально-экономического характера?

— В общей сложности сенаторами было одобрено 94 закона из этой сферы. Большое внимание было уделено вопросам защиты семьи, материнства, детства, принят ряд документов, которых российское общество ожидало давно.

Под эгидой Совета Федерации разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. И Президент в День защиты детей подписал указ об утверждении этой стратегии, дал соответствующее поручение правительству страны, рекомендовал регионам принять конкретные программы на базе этой стратегии.

Несколько предложений Совета Федерации нашли отражение в Бюджетном послании главы государства на 2013-2015 годы. Сенаторы поддержали его концепцию, направленную на обеспечение макроэкономической стабильности экономики, сбалансированности бюджетной системы России.

Как палата регионов, мы обязаны выступать проводником интересов субъектов РФ, но интересов взвешенных, обоснованных, просчитанных. Так, например, мы одобрили вызвавший острую полемику в обществе закон о ратификации Протокола о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию. Таким образом, верхняя палата приняла и на себя определенную долю ответственности перед российским бизнесом и обществом в целом. Принимая решение, мы исходили из того, что в конечном счете вхождение в ВТО будет способствовать развитию экономики страны, повышению ее конкурентоспособности.

— Вы один из руководителей важнейшего сенатского комитета — по международным делам. Можете рассказать об этом направлении работы СФ?

— Роль парламентской демократии в современном мире возрастает. И поэтому Совет Федерации немало делает для укрепления позиций России на международной арене. Мне пришлось принимать в этой работе активное участие. Мы провели более 50 встреч с представителями зарубежных государств, участвовали в подготовке и проведении юбилейного заседания Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 14-м заседании Ассоциации европейских сенатов, провели ряд крупных международных форумов, в том числе Невский экологический форум. На 20-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума в Токио, в работе которого мне довелось принять участие, делегация Совета Федерации приняла эстафету председательства в этой организации. Следующая сессия этого важнейшего международного межпарламентского форума состоится в январе 2013 года во Владивостоке, и тем самым форум примет эстафету от саммита АТЭС.

— Как налажено сотрудничество с областным парламентом, который вы представляете в Совете Федерации?

— В своей работе я постоянно опираюсь на помощь и поддержку нашего Законодательного Собрания. Постоянно нахожусь в контакте, обмениваюсь мнениями и консультируюсь с председателем Собрания Анатолием Федоровичем Тихомировым, с депутатами. А приезжая в область, обязательно встречаюсь и беседую с главами муниципалитетов и жителями области. Это позволяет определить круг проблем и задач социально-политического развития области.

Особо хотелось бы сказать о сотрудничестве с нашими депутатами при формировании и развитии нормативно-правовой базы автономии. Так, например, это было при подготовке закона ЕАО «О бюджетном процессе», при рассмотрении в Совете Федерации предложений правительства и Законодательного Собрания области по вопросам перераспределения полномочий между различными ветвями власти. Разумеется, я оказываю содействие и при рассмотрении в Госдуме законопроектов, направляемых нашим Законодательным Собранием. А их было немало.

Пользуясь возможностью, хочу выразить всем депутатам Законодательного Собрания слова огромной благодарности за ту поддержку, помощь и понимание, которые я постоянно ощущаю. Хотелось бы еще раз поблагодарить за деловой подход, очень профессиональную помощь, за оказываемое мне доверие.


Беседовал Виктор Марфин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *