Вниз и вверх по Тунгуске

Вниз и вверх по Тунгуске

Лето — горячая пора для инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам

В поселок Николаевка, где находится участок Центра Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Смидовичского района, я в сопровождении представителя Главного Управления МЧС России по ЕАО добрался к обеду.

Встретили нас всем составом участка. Работы летом у семи человек, четыре из которых инспекторы, предостаточно. Помимо основной задачи — надзора за маломерными судами, базами их стоянок, пляжами, а также обеспечением безопасности людей на воде, инспекторы проводят регистрацию и техническое освидетельствование этих самых судов, а также патрулируют свой участок,  который тянется  вдоль всего Смидовичского района.

Несмотря на август, солнце припекает как в зените лета. Отдыхающих на берегу Тунгуски много, а новые все прибывают и прибывают. Ворота инспекторской  базы  выходят прямо к воде, где призывно качаются на волнах два новых патрульных катера. И вот уже в оранжевых спасательных жилетах мы удобно рассаживаемся по местам. С нами — руководитель участка Александр Прокопенко и водитель патрульной группы Алексей Орлов. Сразу же бросаются в глаза простота конструкции и легкость самого катера при довольно мощном  двигателе. Все это позволяет быстро настигать нарушителя.

Отплываем. Сколько же, оказывается, отдыхающих  на берегу! Чистая вода Тунгуски привлекает не только местных жителей, но и хабаровчан. В выходные летние дни на ее берегах иногда находятся тысячи людей — дачники, рыбаки, охотники, грибники…

Левый берег относится к ЕАО, а правый считается хабаровским, поэтому вскоре нам встречается катер хабаровских инспекторов  ГИМС. Пообщавшись немного с коллегами и выяснив обстановку на реке, мы  отправляемся дальше.

Невдалеке замечаем резиновую лодку без опознавательных номеров. Тишину и благодать летнего дня резко нарушает звук патрульной сирены. Это наш водитель советует лодке остановиться. Смотрится и звучит мигалка и сирена здорово — сразу чувствуешь себя инспектором ГИБДД на воде. Подплываем ближе — так и есть — лодка номеров не имеет, а значит, не зарегистрирована, у самих пассажиров нет ни одного спасательного жилета. Штраф от пятисот до тысячи рублей хозяину лодки обеспечен.

— Несмотря на красоту, здешние места небезопасны для человека, — рассказывает по пути Александр Прокопенко. — Бывает, что отправляясь в одиночку на рыбалку или по грибы, люди попадают в неприятные ситуации. Кто-то ломает ногу, ключицу. Хорошо, если есть устойчивая связь и сотовый телефон — можно позвать на помощь. Тогда мы становимся спасателями. Приходится  выезжать даже ночью, чтобы  разыскать в лесу заблудившегося или покалеченного человека.

И все-таки труднее всего приходится спасателям, если  происшествие случается на воде. Несмотря на быстроходные катера, помочь часто бывает уже поздно. Тунгуска — река глубокая, с мощным течением и подводными ямами, погибнуть здесь можно, даже оступившись у берега. Однажды так случилось с молодым парнем. Гуляя по воде возле берега с девушкой, он попал ногой в одну из ям. Его мгновенно подхватило течением и на глазах у девушки унесло под воду. Был случай, когда мужчина зачем-то приобрел в магазине Хабаровска игрушечную надувную резиновую лодку и стал сплавляться на ней по реке. На середине реки она лопнула, и он с трудом добрался до небольшого острова, где просидел три дня. Потом просто чудом дозвонился до спасательной службы, и Алексей Орлов  ездил его выручать.

За беседой с инспектором не заметили, как доплыли до железнодорожного моста на Комсомольск-на-Амуре. Знаки, установленные в этом месте по берегам, объяснил Алексей, говорят о том, что остановка и стоянка  здесь строго запрещены. Мост, как стратегический объект, охраняется военными,  могут и арестовать. Даже пройти на катере под мостом разрешено только в определенном месте, которое отмечено большой красной  точкой.

Но мы не стали рисковать, а развернулись и отправились к другой местной достопримечательности — известному здесь каменному водопаду, одному из ста чудес России. Словно низвергающиеся сверху вниз каменные борозды-струи, кое-где поросшие травой, по мнению ученых,  представляют собой застывшую лаву древнего вулкана. Так и свисает со скалы появившийся примерно пять тысячелетий назад «смолопад» — черный, как деготь, с вкраплениями круглых камней. Саму же базальтовую скалу называют «пагода дьявола». Четкость и правильность каменных линий, не разрушающихся годами, привлекают сюда туристов и людей, интересующихся своим краем.

Плывем дальше. По обеим сторонам реки — красивый лес, у берега то тут, то там пришвартованы моторные лодки и катера. Кто-то отдыхает под тентом с шашлыками, кто-то ушел в лес по грибы. Почти каждая идущая навстречу нам лодка доверху забита корзинами, пакетами, коробами с грибами. Большинство  судовладельцев, которых мы останавливаем,  имеют при себе документы на лодку и спасательные жилеты. Вообще, как отмечают инспекторы, многие  владельцы судов уже привыкли к проверкам на воде, стали гораздо серьезней относиться к необходимости регистрации и технического освидетельствования своих маломерных плавсредств. Меньше стало и нарушений на воде. Конечно, такая сознательность приходит не сама по себе — немалую роль сыграли в  этом постоянные проверки, рейды и другие профилактические мероприятия со стороны сотрудников ГИМС, в том числе и проводимые в школах.

P.S. В день нашего приезда на озере Понтон, что находится в соседнем поселке имени Тельмана, утонул один из хабаровских рыбаков. Предположительно, лодка, в которой находился молодой мужчина, перевернулась. Вода ошибок не прощает.


Фото пресс-службы ГУ МЧС России по ЕАО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *