Военная наша игра

Военная наша игра

Фото сайта arhiveao.ru и wordpress.com

Военно-спортивной игре «Зарница» исполняется 50 лет

Придумала эту игру учительница (по другим данным – пионервожатая) сельской школы Пермской области Зоя Кротова. 23 февраля 1964 года эта школа стала «армией», а воспоминания о проведенных «боях» не давали ученикам успокоиться до самой весны. В тот же год на День Победы прошла вторая игра уже со стрельбой холостыми патронами, с взрывпакетами и полевой кухней.

Зоя Кротова рассказала о школьной военной игре на августовском педсовете, а через пару лет, в декабре 1966 года было объявлено о проведении Всесоюзной игры «Зарница».

10 января 1967 года газета «Пионерская правда» напечатала приказ №1  первого командующего игрой  Маршала артиллерии  Василия Казакова. Через полгода командовать «Зарницей» стал маршал Советского Союза Иван Баграмян.

Военно-спортивная игра стала самой массовой игрой нашего времени. Только в первые пять лет ее проведения юнармейцами побывали 20 миллионов школьников, а дальше, по всей вероятности, цифры только росли.

В год основания «Зарницы» игра проводилась в большинстве школ нашей страны. Докатилась она и до города Облучья. Помню, с каким восторгом мы встретили новость о предстоящей игре. «Зарница» в Облученской восьмилетней школе №1 проводилась в конце третьей учебной четверти. В городе уже таял снег, а на сопках он еще лежал белым покрывалом. Из этого снега получались превосходные снежки.

Школу поделили на две «армии». Все ученики пришили к одежде синие или зеленые бумажные погоны. Потеря одного погона считалась ранением, а двух – гибелью.

«Синие» расположились на небольшой сопке, соорудили снежную крепость, а «зеленые» должны были штурмом взять укрепления временного противника. Над крепостью реяло синее знамя, потеря которого считалась поражением. Командовал игрой директор школы Константин Михайлович Шестов.

Еще до начала «боевых действий» самый старший ученик нашего класса, второгодник Сашка предложил самый быстрый путь к победе:

– Я и еще пять человек незаметно заходим с тыла, хватаем знамя и бросаем его вниз.

В популярном в те годы фильме «Айболит-66» пираты пели разудалую песенку со словами: «Нормальные герои всегда идут в обход». Следуя совету Бармалея, мы, проваливаясь в глубокий снег, поплелись в обход сопки.

Минут через двадцать «нормальные герои» были у цели. Тут нас обнаружил «противник». Да, Сашке не удалось возглавить атаку, но зато он возглавил отступление. Убежать удалось только ему, остальных взяли в плен и «расстреляли», то есть сорвали с нас погоны.

Когда мы вернулись, игра была в самом разгаре. Никто не смотрел, есть ли у противника погоны. Воевали и живые, и «мертвые». Получалась замечательная куча мала. Над этим весельем разносились мольбы старшей пионервожатой:

– Ребята, осторожней! Мальчики, не деритесь!

Кто победил в этой «Зарнице», неизвестно. Она пошла не по намеченному плану, но нам понравилась.

Второй раз я участвовал в «Зарнице», проходя срочную службу в рядах Советской армии. Нашему взводу инженерной разведки поручили «натаскать» семиклассников одной из школ города Хабаровска по военным дисциплинам. Я, помню, вел у них военную топографию. Позже на соревнованиях наши ребята заняли первое место среди учащихся школ краевого центра.

Потом была сама игра. Она уже не походила на ту кучу малу, что была в игре моего детства – здесь все боевые действия разработали офицеры нашего полка. А бойцам взвода инженерной разведки выдали по два рожка с холостыми патронами на человека и несколько шашек имитации разрывов артиллерийских снарядов (ШИРАС). Мы вместе с юнармейцами бежали в атаку, изредка постреливая из автоматов и бросая шашки.

Мальчишки ловили случай подбежать поближе к разрывающемуся «снаряду». Один из учеников с фотоаппаратом «Смена» снимал их «героические» поступки.  Во время разрыва школьники подпрыгивали или падали, и я знаю, как эффектно это получалось  на снимках – у самого в дембельском альбоме были такие фотографии.  Представьте: взрыв, клубы черного дыма и тебя «подбросило» в воздух. Будет чем похвастаться перед сверстниками.

В «Зарницу» играют и нынешние школьники. Правда, игрой ее теперь можно назвать с большой натяжкой. Она превратилась в состязания. Школьники соревнуются в стрельбе, метании гранат, в умении разбирать и собирать автомат. Они на время преодолевают полосу препятствий, демонстрируют навыки в оказании первой медицинской помощи. Всему этому предшествует тщательная подготовка. Игра в «войнушку» с деревянными автоматами, срывание погон и штурм крепости ушли в прошлое. А ведь эти бесполезные элементы военно-спортивной игры больше всего нравились мальчишкам.

Председатель регионального отделения ДОСААФ России Сергей Овчинников решил  со следующего года ввести в «Зарницу» элементы игры со стрельбой по противнику. Поражать его будут лазерными выстрелами из оружия-бластеров. Называется такая игра  лазертаг. Это вам не срывание погон –  если уж попал в цель, противник не отвертится, поскольку поражение происходит путем регистрации луча. Все по-честному, а, главное, – безопасно.

Кстати,  в Биробиджане «Зарницей» называлась еще и детская кинофотостудия при Доме пионеров и школьников. Руководил ею  Юрий Косвинцев.

 

ЧТО ВСПОМИНАЮТ БЫВШИЕ ПИОНЕРЫ ОБ ИГРЕ «ЗАРНИЦА»

Борис КОСВИНЦЕВ, директор Музея современного искусства ЕАО:

– В «Зарницу» мы играли в пионерском лагере, который находился возле села Раздольного. Несколько ребят и я, в том числе, пошли в «разведку». В поле  мы увидели пасущихся телят и решили из разведки на время перейти в кавалерию. Наши попытки прокатиться верхом привели в ярость быка (видимо, он был на стороне нашего противника). Пришлось спасаться бегством.

Наталья КАГАЛА, корректор издательского дома «Биробиджан»:

– Игра у нас проводилась в марте. Нас разделили на несколько групп, и мы по карте и по различным меткам искали знамя. Деления на своих и чужих не было.

После игры ели кашу с тушенкой, приготовленную солдатами в полевых условиях. Вкус этой каши помню до сих пор.

Ирина МАНОЙЛЕНКО,

заместитель главного редактора газеты «Биробиджанер штерн»:

– В «Зарнице» я участвовала единственный раз, но запомнила это на всю жизнь.

Организатором игры был директор школы, фронтовик. Он решил, что «Зарница» должна быть приближена к настоящей войне. На уроках труда мальчишки изготавливали деревянные автоматы. Директор достал для нас военные  шапки-ушанки со звездочками и погоны.

Мне досталась роль редактора «боевого листка». Пришлось носиться из конца в конец, чтобы добыть сведения. Стоял март. Снег подтаял и мои валенки к концу игры можно было выжимать. Не чувствовала и рук – писать ведь не будешь в варежках. Но, слава Богу, все обошлось, и за игру мне даже объявили благодарность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 11 =