Ворота города

Ворота города

Ефима Вепринского

Долгое время “воротами” Облучья был железнодорожный вокзал

В те далекие годы автомобильные дороги связывали с райцентром только поселок Микояновск, где горняки добывали оловянную руду, да колхозы, которые располагались вдоль Амура. На запад и восток можно было уехать лишь поездами. Красивое белокаменное здание считалось лучшим на Дальневосточной железной дороге. Расположено оно намного выше перрона, к входной двери ведет широкая лестница.

Сколько народу прошло по этим ступенькам! Они помнят годы войны, когда от станции Облучье уходили воинские эшелоны. По этой лестнице возвращались с фронта победители гораздо меньшим числом, многие — калеками. Мой дядя, отцов брат, всего через три месяца пришел домой на костылях без ноги. Так и не доехал до передовой, состав разбомбила немецкая авиация. Такая же участь постигла нашего соседа.

Высокие столы внутри вокзала украшали большие копии известных художников, мастерски срисованные облученцем Комаровским. Были здесь и светлые «Утро в сосновом лесу», «Охотники на привале», «Тарас Бульба». Широкие полотна изображали подвиг Александра Матросова и «Тройку» Грекова. Центральное место занимала картина с изображением И.В.Сталина. Вождь стоял на широком поле с перекинутым через руку белым плащом, в гражданской одежде, с неизменным мудрым взглядом. После развенчания культа личности картину замазали, на ее месте нарисовали колхозное поле с веселыми жницами.

С одной стороны перрона находилось небольшое приземистое здание с крупными буквами под крышей «Кипяток». Сюда во время остановки поездов устремлялись пассажиры с различной посудой. В то время в вагонах не было бойлеров, поэтому на каждой станции бесплатно снабжали кипятком. А с другой стороны располагались торговые ряды, где на прилавках исходила паром и аппетитно пахла пережаренная с луком и салом горячая картошка, малосольные огурчики, помидоры, кукуруза, пирожки, молочная продукция и многое другое, что быстро раскупали пассажиры для разнообразия поездного меню.

Мы, мальчишки послевоенной поры, с интересом наблюдали привокзальную суету, завидовали пассажирам, которые после гудка паровоза уезжали в неведомые дали. А в девятилетнем возрасте и сам приобрел билет и один отправился на зимних каникулах в Хабаровск, где жил мой старший брат.

Погостил хорошо, а на обратном пути случился казус. В конце пути задремал, а когда очнулся — мимо окон проплывало такое знакомое здание вокзала. Поезд набирал скорость. Кинулся к проводнице, та стала упрекать, что, мол, надо было предупредить ее заранее. Так и доехал в расстроенных чувствах до станции Кундур, что в Амурской области. Ночь, январские морозы, денег нет, что делать? Хорошо, что брат снабдил на дорогу снедью… Подкрепился на вокзале, побрел вдоль товарного состава к паровозу. Подошел к локомотиву, покричал, задрав голову. Из окна высунулся машинист:

— Чего орешь?

— Дяденька, довезите до Облучья! — взмолился я.

— Зачем тебе туда? Иди домой, спи!

— У меня там дом! Мой папка в депо у вас работает, Липин фамилия!

— Савелий что ли?  Ну влезай.

Забрался по крутым ступеням, прижался сразу к горячей топке, отогрелся, жизнь снова стала прекрасной. Под утро, весь перепачканный сажей, заявился домой, где младшие братишки и родители с интересом слушали о моих приключениях.

Много раз за долгую жизнь я пользовался услугами вокзала. Отсюда в семнадцатилетнем возрасте уезжал в большую жизнь строить Амурск. Потом ездил на курсы шоферов в Хабаровск. Все пятеро братьев прошли по ступеням широкой лестницы, направляясь на службу в армию, и вернулись в отчий дом. И потом часто навещал родителей, проходя на привокзальную площадь через знакомый зал с неизменным буфетом, дверью в ресторан и окошечком кассы.

Сейчас из Облучья в разные концы можно уехать автотранспортом. Но если я приезжаю в родной город на машине, все равно загляну хоть на десять минут в здание вокзала, где сразу вспоминаются многие вехи прожитых лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *