Вот такой разговор

Вот такой разговор - Рисунок Владислава Цапа

Рисунок Владислава Цапа

Часто дети говорят неправильно: не выговаривают те или иные звуки, заменяют их другими. Мы сначала умиляемся этому, а потом хватаемся за голову: надо поскорее исправлять дефекты, иначе будет трудно учиться.

О проблемах развития речи  ребенка мы говорим с логопедом высшей категории Надеждой ЛУЦЕНКО.

— К какому возрасту речь ребенка должна  полностью сформироваться?

— Это происходит к пяти-шести годам. К этому времени  ребенок должен иметь словарный запас более четырех тысяч слов, четко и уверенно произносить и правильно называть все звуки, сразу и правильно понимать обращенную к нему речь, уметь формулировать собственные суждения и выражать их так, чтобы окружающие его понимали.

— От чего зависит развитие речи  у детей?

— Чтобы речевое развитие шло своевременно и правильно, нужны определенные условия.  Ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, обладать достаточной психической активностью, хорошо слышать и видеть, обладать потребностью в речевом окружении.

— Надежда Евгеньевна, что вы можете сказать о речи первоклассников?

— К сожалению, в школы поступает огромное количество детей, по речевому развитию не готовых учиться в школе. Например, ребенок не выговаривает звуки, заменяя их другими: [р] заменяет на  [л], [в], [л] на [р], [с] на [ш] и наоборот. Подобные и другие замены могут свидетельствовать об ослаблении фонематического, то есть звукоразличительного, слуха. Дети, которые не выговаривают звуки, допускают массу ошибок при письме в виде перестановок, замен букв. Такие дети находятся в группе риска по дисграфиям (нарушение письма) и дислексиям (нарушение чтения).

— Логопед все эти нарушения исправит, не так ли?

— У ребенка могут быть проблемы со слухом. Поэтому его надо направить к отоларингологу, который проверит, нет ли в первичном ухе воспаления, не повреждена ли барабанная перепонка, нет ли банальной серной пробки или инородного тела в слуховом проходе. Сурдолог оценит состояние первичного слуха. В норме ребенок на расстоянии шести метров в тихом помещении должен хорошо воспринимать, удерживать и правильно воспроизводить произнесенные шепотом слова.

И только исключив патологию слуха, логопед может приступать к коррекции речи.

— С какими еще проблемами речевого развития вам приходится сталкиваться?

— Одна из довольно распространенных – так называемые дизартрические компоненты речи. У ребенка с такой патологией  голос недостаточно модулированный: то резкий, визгливый в начале фонации, то затухающий в конце слова, фразы. Звукопроизношение смазанное, «каша» во рту за счет нарушения силы и точности движений языка, губ, щек, твердого-мягкого неба,  голосовых связок, челюстных мышц. Такие дети с трудом читают, допускают ошибки в письменной речи. Они быстро устают на уроке, причем либо ведут себя вяло, становятся безразличными, сонными,  «выключаются» из процесса, либо, наоборот, раздражительны, гиперактивны, моторно расторможены.

Такого ребенка надо проконсультировать у невропатолога, а затем у логопеда. Эта проблема требует не только специальных занятий, но и лечения.

Консультация и лечение у невропатолога, занятия у логопеда требуются и в том случае, когда у ребенка  сохранены все параметры речевого развития, но нарушены темп  и ритм самостоятельного речевого высказывания, то есть он заикается.

— От чего, на ваш взгляд, зависит успех  в лечении заикания? Только ли от квалификации специалиста, к которому обратились родители?

— Чтобы справиться с этой проблемой, усилий специалиста недостаточно. Очень важно создать для заикающегося теплый микроклимат, благожелательные отношения как в семье, так и в школе. Тут многое зависит и от родителей, и от педагогов, которые должны поощрять ребенка отвечать устно, эмоционально его поддерживать, терпеливо выслушивать его ответы.  Пресекать насмешки, нетерпимость сверстников.

Немного расскажу о других проблемах развития речи. Довольно редко (примерно один на 500-1000 человек) встречаются дети-риноларики (в быту это вульгарно называют «волчьей пастью»). Такие дети часто имеют достаточно хорошие способности к обучению в общеобразовательной школе. К семи годам они уже привыкли к повышенному вниманию окружающих, к их внешнему виду, к сожалению, общество у нас довольно невежественно.

Учитель должен знать, что риноларик –это обыкновенный, нормальный ребенок, но речь его имеет некоторые особенности. Он наблюдается у логопеда до 18 лет, так как даже хорошо поставленные звуки могут исчезать в силу особенностей этой патологии. У детей-ринолариков почти в ста процентах случаев снижено первичное слуховое восприятие, имеется тугоухость той или иной степени.

У многих детей выявляются признаки задержки речевого развития, когда неспособность к звукобуквенному анализу сочетается с бедным словарным запасом. Такие дети  не сразу воспринимают словесные инструкции, с трудом понимают условие задачи, сами не хотят читать и не приучены слушать сказки, рассказы.

— Надежда Евгеньевна, какие общие рекомендации  вы можете дать родителям, чьи дети имеют проблемы развития речи?

— Родители должны понимать, что речь является психической функцией и при воздействии вредных факторов она часто страдает в первую очередь. То есть нужно быть очень бережным и вместе с тем настойчивым, чтобы добиться правильной речи  вашего ребенка.  Оптимизм должен вызывать тот факт, что почти все нарушения речевого развития поддаются коррекции, при условии, что вы будете советоваться со специалистом и четко выполнять его рекомендации.    

— Спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *