Воздавая милостью

Воздавая милостью

мир09.рф

Оказывать благотворительную помощь бедным – одно из главных обязательств в иудаизме.

Однако только денежной заповедью – цдакой – оно не ограничивается. Тора обязывает евреев помогать и бедным, и богатым, и живым, и мертвым не только деньгами, но и всеми доступными средствами, следуя целой группе заповедей под названием «гмилут хасадим»

 

Путь Вс-вышнего

Выражение «гмилут хасадим» обычно переводится на русский язык как «благодеяние», «добрые дела», хотя его дословный и, возможно, более точный перевод – «воздаяние милостью». «Хесед» в иудаизме – добродетель, или, иными словами, свойство делать бескорыстно и безвозмездно другим нечто хорошее. Это путь Вс-вышнего и одно из фундаментальных свойств божественного управления миром и человеческих качеств. Если бы не доброта, с которой Б-г хочет подарить этому несуществующему миру существование, то и мир как таковой не возник бы. И человек должен подражать качествам Тв-рца, следовать за этими качествами. Присущее праотцу Аврааму качество хесед в наибольшей степени проявлялось в его гостеприимстве. В его доме находилось место для любого, каждый странник получал кров, еду, питье, возможность отдохнуть и освежиться после утомительной дороги в пустыне. Хесед Авраам передал своим потомкам. Еще мудрецы назвали три главных качества, которыми обязан обладать еврейский народ – «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно». А мир, согласно еврейскому учению, стоит на трех основах – на изучении Торы, на служении Вс-вышнему и на делах хесед.

Понятие гмилут хасадим  – общее название целой группы заповедей, требующих от человека особого, милосердного отношения к другим людям и оказания им безвозмездной помощи. Еврей обязан каждый день выполнять хотя бы одну из заповедей гмилут хасадим, иначе он приравнивается к человеку, отрицающему Вс-вышнего

 

И словом, и делом

Традиция различает три вида выполнения гмилут хасадим: «бе-гуфо», «бе- мамоно», «бе-дибуро» – «физически, материально и словесно». «Бе-гуфо» – это  вид добрых дел, совершаемый непосредственно самим человеком, который взялся помогать. Сюда относится все, что мы делаем своими руками и жертвуя личным временем. Например: защитить человека от нападения или помочь ему в спасении имущества при пожаре, помочь устроить свадьбу для бедной невесты или обзавестись молодым всем необходимым для начала семейной жизни и т.д. Одним из самых важных добрых дел, о котором упоминает традиция, является посещение больных – «бикур холим». В Талмуде сказано, что даже великий должен посещать нищего – считается, что тот, кто навещает больного, способствует устранению шестидесятой доли его болезни. К тому же, этот поступок искупает многие грехи, то есть уменьшает наказание в будущем мире. А вот участие в похоронах и оказание уважения к покойному удостоились в традиции названия «гмилут хесед шел эмет» – «истинное воздаяние милостью», поскольку его бескорыстность, вообще говоря, очевидна – выполняющий эту заповедь знает, что с мертвого ничего взять нельзя.

Помогать материально – это помощь не только деньгами. Например, можно одолжить человеку необходимые для работы инструменты, вещи, в которых он нуждается, или взять его компаньоном в какое-нибудь дело. Ценной поддержкой является предоставление учащимся книг по Торе. Еще весомее помощь в жизненных трудностях – дать жилье на время тому, у кого его нет, а особенно тому, кто учит Тору. Так, у еврейского народа всегда почитались люди, помогающие бедным студентам ешив. И, конечно, сюда относится цдака – милостыня, помощь деньгами. Исполняя эту заповедь, следует помнить о трех главных принципах:  не откладывать помощь, если о ней просят прямо сейчас, давать деньги искренне и от всего сердца, желательно держать свой поступок в тайне.

Человеку можно помочь и словесно. Например, если утешить его, дать полезный и бескорыстный совет. Но в этом случае надо потратить время, чтобы быть уверенным, что совет понят, что он выполним и действительно окажет помощь. В противном случае это – не гмилут хасадим. Добрым делом «высшей категории» считается умение учить других Торе, обращаясь с учениками вежливо, мягко и приветливо, – даже если ученик задает не самый умный вопрос, повторяя его много раз.

 

Гмах – фонд взаимопомощи

Сегодня в Израиле под словом-аббревиатурой от «гмилут хасадим» – «гмах» чаще всего подразумевают некий фонд (или даже просто некое место), куда люди сдают деньги или вещи для того, чтобы другие могли ими пользоваться на безвозмездной основе. Таким образом осуществляется большая мицва (заповедь) – оказание бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.

В каждом религиозном районе города Иерусалима действуют самые разные гмахи. Например, гмахи лекарств. Если в Субботу или праздники, поздно вечером и даже ночью в будни, когда аптеки уже закрыты, вам понадобится какое-то лекарство, вы всегда сможете его получить в ближайшем гмахе. Через несколько дней, получив рецепт врача и купив лекарство в аптеке, вы вернете его, чтобы ваши соседи тоже смогли воспользоваться помощью гмаха.

Другой гмах предлагает халы для субботней трапезы и субботнее вино для кидуша. Если в субботу или праздник к вам неожиданно пришли гости – на помощь придет один из ближайших гмахов. Или у вас родился сын, и необходимы какие-то вещи для организации церемонии обрезания – прежде всего, есть гмах подушек, на которые укладывают младенца, чтобы передать его моэлю. А если у вас нет денег, чтобы заказать зал для праздничной трапезы, нужно заранее сообщить об этом в гмах еды для брита, и тогда между соседями будет распределено приготовление блюд из праздничного меню. Если не хватает стульев, так как пришло много гостей, есть гмах стульев, скамеек и столов. Кроме всего прочего, существуют такие фонды детских сосок, книг и кассет домашних инструментов, платьев для невест, ленточек для украшения свадебного зала, не говоря уже о гмахах, выдающих небольшую материальную помощь нуждающимся или крупные долгосрочные беспроцентные ссуды по поводу свадьбы. Есть даже гмахи потерянных детей – и это только малая часть тех гмахов, которые существуют в современном Израиле.

Подготовила Анастасия Кадина

По материалам сайтов evreimir.com и machanaim.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *