Возможности не ограничены

Александр Левинталь считает, что региональный опыт работы с детьми с ОВЗ и инвалидами заслуживает внимания

«Многое достигнуто в системе образования ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, и инвалидов, нужно добиться того, чтобы они активно адаптировались в обычной жизни и не испытывали неудобств, чувствовали себя нужными обществу, экономике, могли найти себе работу, чтобы им было комфортно во всем», — заявил губернатор Александр Левинталь на совместном заседании Координационного Совета по делам ветеранов и Совета по делам инвалидов, действующих при главе региона.

 На совещании обсуждены темы реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Еврейской автономной области, а также участия некоммерческих организаций ветеранов и инвалидов в конкурсах на получение грантов федерального, регионального и муниципального уровней.

Действующая сейчас в ЕАО система дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, по мнению главы региона, является уникальной. В течение последних трех лет в регионе стопроцентно получают дистанционное образование все дети, которым была рекомендована такая форма обучения. В 2010 году было создано областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени», в котором рабочие места обучающихся оснащены специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием, программным обеспечением. Каждому учебному курсу выделен виртуальный кабинет в сети Интернет. Оборудованные учебные классы, большой перечень специальных технических средств обучения, специализированный автотранспорт, подъемник, сенсорная комната, кабинет психолога, зал лечебной физкультуры, а также то, что оборудование подбирается индивидуально для каждого обучающегося, обязательное включение в организацию образовательного процесса родителей и многое другое являются тем уникальным опытом, который удалось накопить в субъекте Федерации за пять лет. Деятельность Центра направлена на обеспечение каждому ребенку необходимых для его развития и социализации условий, при которых он смог бы научиться преодолевать барьеры, позитивно выстраивая свое будущее. С 2011 по 2015 годы из 33 выпускников Центра 30 человек продолжили свое образование в средних и высших образовательных учреждениях. В 2014 году выпускница Центра была награждена серебряной медалью «За высокие успехи в учении».

Также на совещании говорилось о том, что в 2014 году Еврейская автономная область вошла в проект по апробации экспериментального перехода на новый стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом проекте всего 17 регионов России. На базе трех областных образовательных организаций, получивших статус пилотных площадок, разработаны адаптированные основные образовательные программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением интеллекта.

С 2012 года в области реализуются два социальных проекта, позволивших привлечь федеральные средства в объеме более восьми миллионов рублей, в том числе по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В рамках реализации проекта обеспечено материально-техническое оснащение образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. Организовано непрерывное повышение квалификации педагогических работников для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. С 2012 года на областной площадке стажировку прошли 764 работника системы образования области.

Кроме того, в девяти школах области создан беспрепятственный доступ в образовательные учреждения детям-инвалидам. Средства на эти цели направляются из федерального, областного и муниципального бюджетов. К концу 2015 года еще в четырех образовательных организациях будут сняты барьеры для доступа детям с ограниченными возможностями здоровья и в ЕАО будет достигнута 20% обеспеченность доступности учреждений образования названным категориям обучающихся.

В четырех профессиональных образовательных учреждениях Еврейской автономной области ведется обучение ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья (нарушения интеллекта). Выпускники получают профессии: штукатур, маляр строительный, столяр, плотник, обувщик, швея. Большинство из них трудоустраивается по специальности.

Все достигнутое в регионе в системе обеспечения прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо направить на целевую подготовку и обеспечение рабочими местами названных категорий ребят, считает глава региона Александр Левинталь. По его словам, это те рабочие руки, дефицит которых «мы уже ощущаем, с одной стороны, с другой стороны, необходимо каждому человеку дать шанс устроить свою судьбу, найти дело по душе, чтобы он мог быть активным, материально обеспечивать семью и приносить пользу обществу». При этом не чувствовал бы себя обделенным. В условиях расширения безбарьерной среды для таких людей открываются новые возможности, убежден губернатор. По словам Александра Левинталя, нужно и систему образования ориентировать на то, чтобы развивать имеющиеся способности людей с ограниченными возможностями, расширить аспект программ профессионального обучения, при этом учитывающих возможности стажировки и трудоустройства.

Также на совместном заседании обсуждена тема участия некоммерческих организаций ветеранов и инвалидов в конкурсах на получение грантов федерального, регионального, муниципального уровней. Признано, что названные организации не придают этой работе должного значения, но именно привлеченные грантовые средства позволяют расширить спектр деятельности общественных организаций и выполнить поставленные задачи. В связи с этим общественникам на помощь придет Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. Его ректор Наталья Баженова подчеркнула, что учебное заведение может организовать работу по обучению грантовой деятельности.


 

Департамент пресс-службы правительства ЕАО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *