Возрождение православия

Возрождение православия

Василия Кравцова

В 2012 году исполняется первое десятилетие Биробиджанской епархии и 150-я годовщина с момента постройки на территории будущей ЕАО первой православной церкви

Активно идет процесс восстановления храмов и православных приходов на всей территории автономии. А начало этого процесса относится к периоду заселения среднеамурской линии Российского государства русскими казаками с середины ХIХ века.

Как удалось установить бывшему сотруднику ИКАРПа Е.Д.Кабанцовой, первая православная церковь была построена в станице Раддевской в 1862 году. Известно и имя священника, принявшего этот приход. Его звали Дмитрий Васильевич Старцев.

Конечно, во всех станицах Амурского батальона (к 1865 году их было на этой линии 24) построить церкви, а то и часовни казаки не могли. Однако к этому времени церкви были поставлены также в окружных станицах Екатерино-Никольской, Михайло-Семеновской. А три десятилетия спустя число православных церквей и часовен достигло 25-ти! Кроме этого в ряде небольших станиц, на хуторах, почтовых станциях были молельные дома. Службу в них и обряды исполняли разъездные священники. Православный храм был построен также в селе Благословенном, заселенном в 1871 г. корейцами, принявшими российское подданство.

Вслед за береговой амурской линией начали заселяться с начала 80-х годов ХIХ века Сутарское и Хинганское золоторудные месторождения. К началу ХХ века на них действовали более десяти приисков. В наиболее крупных старатели построили молельные дома и небольшие церквушки. Строительство храмов продолжалось вплоть до 1917 года на восточном участке Амурской железной дороги, пересекавшей территорию будущей ЕАО от ст. Покровка, что напротив Хабаровска, до ст. Облучье. Церкви открылись тогда на ст. Ин, Бира, Облучье.

Довольно крупные православные общины находились в тот период в старообрядческих селах Кабала, Успеновка, Козулиха. Строительство церквей у старообрядцев не практиковалось, молебные и другие службы проводились у них в молельных домах. Хотя старообрядческая церковь и не входила в традиционное русское православие, себя они считали все-таки православными. Староверы, как еще называют старообрядцев, несли казачью службу, как и их братья по христовой вере — православные казаки. Кстати, в Амурском пешем казачьем батальоне несла службу небольшая группа христиан-католиков, которые в официальных документах, к примеру, именовались казаками греко-римской веры. Между прочим, противоречий и конфликтов между православными и людьми другой веры не было, о чем свидетельствуют в том числе архивные источники. Православными священниками-миссионерами, которые были направлены на Средний Амур, обращались в православие местные племена аборигенов — гольды, дауры, тунгусы, бирары, а также небольшие группы якутов, живших в стойбищах по верхним течениям Биры и Биджана.

К началу 1917 года православие среди амурского казачества и других сословий местного населения имело уже крепкие корни. Не следует считать, что церкви служили единственно ради проведения служб и исполнения обрядов, к примеру, венчания или крещения. Православная церковь заботилась о духовном просвещении народа, охраняла и оберегала нравственные устои населения, укрепляла дух тех же казаков в многотрудных работах по устройству  станиц. Пока не было в станицах школ, помогала постигать детям и взрослым русскую грамоту. Были даже церкви-школы, где преподавались арифметика, история, география.

В отчете штаба Амурского пешего батальона в штаб Амурского казачьего войска в Благовещенск за 1868 год указывается, что в этот период во всех почти 30-ти станицах батальона было совершено пять незначительных правонарушений, что есть свидетельство высокой нравственности православного населения.

Пришедшая в 1917 году новая российская власть во главу угла своей идеологической политики поставила истребление православия, руководствуясь известной установкой Карла Маркса, что религия — опиум народа. Разрушались и сжигались одни церкви, другие отдавались под склады и конюшни и лишь некоторые — под школы и библиотеки. Расстреливались просто так, для порядка, священнослужители, репрессиям подвергались их семьи. Как явствует, например, из отчета облисполкома ЕАО в Хабаровский крайисполком, к 1936 году на территории автономии были ликвидированы все 26 культовых сооружений православной веры.

Процесс возрождения православия в нашей области начался два десятилетия назад. Наряду с Благовещенским кафедральным собором и церковью святителя Николая в Биробиджане православные храмы действуют уже в Ленинском, Амурзете, Валдгейме, строится храм в Облучье. Появилась возможность приобщиться к вере у осужденных Будуканской и Бирской колоний. По словам епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, церковное строительство на территории ЕАО еще не завершено и будет продолжаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *