Возвращение к истокам

Возвращение к истокам

Фото Олега Черномаза

Историк,  журналист и писатель Давид Вайсерман, известный своими книгами  о ЕАО «Как это было?» (1993 г.), и «Биробиджан: мечты и трагедия» (1999 г.), провел  творческую встречу в Центральной городской библиотеке

 Полвека поисков себя

Родился Давид Вайсерман в Биробиджане в 1950 году, из шестерых детей в большой семье он был младшим ребенком. Учился в биробиджанской школе № 9 и в будущем видел себя только историком.

После школы работал на заводе силовых трансформаторов. Отслужив два года в армии, поступил в Дальневосточный государственный университет на отделение истории юридического факультета и успешно его окончил. Снова Биробиджан, снова завод силовых трансформаторов, где Давид работал  электриком-испытателем. Затем был комсоргом цеха, пять лет отработал вторым секретарем Биробиджанского горкома комсомола, столько же – первым секретарем.

Три года Давид Исаакович был директором техникума легкой промышленности, пока его не назначили заведующим отделом пропаганды и агитации горкома партии. В 1990 году он возглавил отдел международных связей и межнациональных отношений мэрии Биробиджана в должности заместителя мэра. В возрасте пятидесяти лет Давид Исаакович уехал в Израиль.

– Уехал я не потому, что мне здесь было плохо или я не люблю Биробиджан, – объяснил Давид Вайсерман. – В Израиле к тому времени у меня жили дети, начали рождаться внуки – как же я мог жить здесь, не видя родных людей? Так сложилась ситуация, с которой пришлось лишь смириться. Но Биробиджан навсегда остался в сердце самым родным и любимым городом. Сегодня Давид Вайсерман живет  в городе Беэр-Шеве, работает в городском отделе абсорбции, возглавляет российское землячество всего юга Израиля. Земляки –  выходцы из Биробиджана, в Израиле очень дружны – встречаются, отмечают праздники, ежегодно перевыпускают книгу телефонов и мест проживания бывших биробиджанцев. Не стоят они и в стороне от бед. В 2013 году, когда у нас случилось наводнение, община собрала 42 тысячи шекелей, которые были переведены школе-интернату села Ленинское.

– В Биробиджане меня не было почти девятнадцать лет, – рассказывает Давид Вайсерман. – Первым делом отправился на кладбище – там лежат отец, люди, которых я знал. Прошелся по родной школе, по любимым улочкам – Бумагина, Швейному переулку. Приехав сюда, я словно в космосе побывал – как преобразился центр Биробиджана! А потом приземлился – облик окраин города оставляет желать лучшего. Но я верю, что все изменится, что Биробиджан будет расти и развиваться.

 

Мы обязаны это знать

 

Еще учась в университете, Давид Вайсерман начал писать свою первую книгу, защитил диплом о Еврейской автономной области. По окончании учебного заведения продолжил краеведение еще активнее.

– Меня всегда интересовало, почему и зачем нужно было переселять куда-то евреев, – говорит Давид Исаакович. – И почему для этой цели была выбрана именно территория нашей области, с резко континентальным климатом, постоянными наводнениями и суровыми зимами? Переполненными эшелонами ехали в Бирско-Биджанский район вдохновленные созданием своего отдельного государства евреи со всего мира!

Однако, как выразился сам Давид Исаакович, «история – это вам не роман написать», любое исследование требует тщательного сбора фактического материала и глубокого «копания» в архивных документах. Как раз туда невозможно было попасть вплоть до 1992 года.

– Когда для меня, наконец, открылись ворота в Государственный областной архив, я не хотел вообще оттуда уходить, – вспоминает Давид Вайсерман. – Трудно представить, сколько удивительных и зачастую трагичных фактов мне удалось обнаружить. Многие из них я использовал в книге «Как это было?», которую в общей сложности писал одиннадцать лет.

В ней Давид Вайсерман отвечает на все заданные, кажется, самому себе вопросы по истории становления нашей области.

– После переворота 1917 года пять с половиной миллионов евреев всей страны оказались в бедственном положении, – рассказывает он. – Не приспособленных к земле, лишенных всякого финансирования, их называли деклассированным элементом, попросту обреченным на голодную смерть. Для того чтобы придать евреям статус нации, необходима была территориальная общность. Не один год обсуждался вопрос их заселения в Крым. Однако этой территории предпочли земли Дальнего Востока, на которые никто не претендовал. Но мало кто говорит о том, что территория нынешней области на момент заселения ее евреями не пустовала. Помимо местных, проживавших на станции Тихонькой, здесь жили казаки, а еще – около девяти тысяч корейцев, которых за одну ночь насильно увезли в Узбекистан и Казахстан. Мы обязаны это знать.

 

Новой книге быть?

 

Фактов, найденных Давидом Вайсерманом в Госархиве, с лихвой хватило и на вторую книгу «Биробиджан: мечты и трагедия», над которой автор работал на протяжении восьми лет. Книга описывает период нашей истории с 1940-х годов: Великая Отечественная война, борьба с «безродными космополитами» – трагичные этапы и в целом по стране, и для нашей области.

– Представьте, что в 1946 году выходит постановление партии и правительства за подписью Сталина об экономическом и культурном развитии ЕАО, – говорит историк. – Здесь планировалось открыть два крупнейших предприятия – вагоностроительный завод на восемнадцать тысяч человек, и хлопчатобумажный комбинат на четырнадцать тысяч, и еще масса всего хорошего. Как бы мы жили, если б так и случилось?

В 1948 году «мэр» Биробиджана Ярмицкий едет в Киев зазывать евреев на Дальний Восток. Полный зал Киевского тетра драмы и комедии – поднимаются руки, спрашивают, а есть ли кладбище, а будет ли синагога? Ярмицкий отвечает: «Все будет». И действительно, по приезде в Биробиджан он выделяет шесть гектаров земли под еврейское кладбище, выделяет лучшее  помещение под синагогу. Восемьсот человек успели там весело отпраздновать Рош а-Шану. А в 1950 году Ярмицкого арестовывают, дают ему 25 лет тюрьмы за образование кладбища, за синагогу. Столько же лет тюрьмы получает председатель облисполкома Левитин. Это только один из примеров, уже знакомых читателям моей книги. Я поседел после работы в архиве, – признается Давид Исаакович. – У меня еще много неопубликованных материалов, которые я хотел использовать при написании новой книги. Но это все слишком тяжело. Сейчас я не готов к работе над ней. Хотя обещаю подумать и решиться сесть за стол.

 

При чем тут шахматы?

 

На медиафоруме «Приамурье», куда Давид Вайсерман был приглашен экспертом, историк представил общественности свою новую книгу «500 лучших шахматистов всех времен и народов. XVI– XXI». Шахматы – еще одна его страсть.

– Уже двенадцать лет тренирую ребят в израильской специализированной школе по шахматам «Импульс», – рассказал Давид Исаакович. – Три раза возил ребят на первенство мира по шахматам. Два года назад ездили с командой в Сочи, заняли там пятое место, в этом году – в Казань, оттуда увезли бронзовую медаль.

Увлекаться шахматами Давид начал еще в семилетнем возрасте. Два-три раза в неделю занимался в старом Дворце пионеров у Эзраиля Шейнмана, входил в состав сборной команды Хабаровского края. В армии, уже год отслужившего, его командировали в спортивный армейский клуб – тренер постарался, чтоб талант не пропадал зря.

– Эзраиль Рувимович был мне как отец родной, – говорит Давид Вайсерман. – Очень хотелось с ним встретиться, но уже не успел. Отрадно видеть, что биробиджанскому Шахматно-шашечному клубу присвоено имя этого замечательного человека и первоклассного педагога.

Пять лет назад Давид Вайсерман совместил два своих таланта – писательский и шахматный, в результате чего и родились два уникальных энциклопедических тома, содержащих информацию о лучших шахматистах шести последних веков. Книги пока ожидают выхода в свет в печатном виде, а читатели ждут от автора не только их появления, но и возможного продолжения биробиджанских хроник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *