Вперед, к пещерам

Вперед, к пещерам - Путь через «шкуродер»

Путь через «шкуродер»

Группа туристов исследовала пещеры в районе поселка Биракан. Одна из участниц похода делится своими впечатлениями

Подъём — в половине пятого, сбор в шесть утра. Поезд — в семь ноль-ноль. Мы, группа туристов-энтузиастов, отправляемся в посёлок Биракан, на 32-й километр. Кого-то ждали уже знакомые места, остальных — неизведанные и волнительные пещеры. Нас было двенадцать, идущих вперёд и не знающих усталости. Остальные едут на машине.

Пройти 32 километра казалось для меня невероятным. Не верилось, что вообще  дойду. Но 26 километров промелькнули незаметно, а там нас подобрала машина.

И вот мы на месте. Озираемся по сторонам: мы в лесу. Тут, наверное, медведи ходят? (мелькает в чьей-то голове дурная мыслишка). А может, не только они. Озираемся по сторонам ещё активнее, в поисках тех самых медведей. Но бояться некогда: нас, девчонок, отправили за лапником (кто не знает, так называют нижние лапы ели), чтобы застелить им пол в палатке и не замёрзнуть ночью. Сбор лапника, установка палаток — как себе, так и тем, кто ещё приедет, обед — за всем этим незаметно пролетел день.

Пока не стемнело, группа самых отчаянных  решила посетить первую пещеру «Старый медведь». Естественно, с нами был один из руководителей- Александр Ильин. Он показал нам и местонахождение пещеры, и её саму.

Самым запоминающимся в ней стал «шкуродёр». Для несведущих — это узкая щель в пещере. Если в неё пролезть, то попадаешь в следующий зал. Но это удается не всем: слишком крупным ребятам лучше не рисковать, есть вероятность просто застрять, особенно, когда возвращаешься. В этот момент даже я запаниковала, хотя крупностью не отличаюсь. Но всё прошло хорошо, все выбрались наружу без каких-либо осложнений. Довольные, мы вернулись в лагерь, где нас ждал ужин — любимые рожки с тушёнкой.

Ночь была не самой спокойной. Дело в том, что помимо нас, кружковцев детско-юношеского центра города Биробиджана, приехали ребята из других сел и поселков — Николаевки, Волочаевки, Аура. Они прибыли вечером на поезде, их встретила машина, они были полны сил и энергии. Это и почувствовали все мы ночью: песни кричались (даже не пелись) до утра.

Оно, утро, наступило неожиданно. Теперь главное — найти силы выбраться из тёплой палатки на холод. Ватные штаны, пара дополнительных свитеров — вот я и готова к великим свершениям.

Позавтракав, отправляемся покорять новые пещеры. Сегодня едем  на 41-й километр — самые подготовленные побывают в Римской (спуск в которую около ста метров), остальных ожидает Спартак-2. Ещё хотелось посетить Санькину пещеру, но она оказалась закрытой.

Ну что ж, оставляем профессионалов возле Римской и отправляемся искать Спартак-2.  Очень долгий подъём. Я уже не уверена, так ли мне хочется увидеть эту пещеру. Но отступать нельзя, движение только вперёд — вот девиз каждого туриста (кто бы мог подумать, что именно он сыграет завтра со мной и несколькими ребятами злую шутку). Но сейчас цель — добраться до пещеры. И вот она перед нами. Спартак-2 не оправдал моих огромных ожиданий — небольшой спуск, один маленький зал и ничего невероятного. Как оказалось, побывать в Римской подготовленным ребятам тоже не удалось. Спустившись, они выяснили, что пещера затоплена.

Вернулись в лагерь затемно, поужинали и устроили недолгие посиделки у костра. Ребята-новоселы уже тоже не шумели: видимо, за день находились так, что сил «кричать» песни просто не было.

И снова утро. На природе невозможно долго спать. Уже к девяти часам все собрались у костра. Этот день начался для меня не слишком хорошо — не взяли в пещеру Спартак. Руководитель Сергей Валентинович Поздняков сказал, что идти очень далеко, не справлюсь. Все ушли, а я осталась. Но желание доказать, что  всё могу, было слишком сильным, и поэтому, увидев, что ребята из Николаевки вместе с руководителями идут к этой пещере, я пошла вместе с ними. Дорога поначалу была лёгкой. Ярко светило солнышко, совсем не было ветра.

На 20-м километре нам сказали: » Идите в лес и спускайтесь по прямой дороге — примерно три километра». Ну что ж, идём искать! Постепенно становилось ясно, что мы прошли больше, гораздо больше трёх километров. Но, как я уже говорила, девиз туриста — идти только вперёд. И мы шагали, шагали, шагали, всё ещё надеясь, что пещеру всё-таки найдём. Но тропинка вдруг кончилась, впереди был тупик. С одной стороны — глубокий овраг, с другой всё завалено деревьями. Передохнув немного, решили отправляться в обратный путь.

И вот идём — грустные, голодные, уставшие. Остаётся последний подъём, так сказать, последний рывок. Но вдруг один из мальчишек, Денис, говорит: «Смотрите, тут есть ещё одна тропинка, уходящая направо!»  Мысли об усталости забыты, с новыми силами мы вновь отправляемся на поиски. Всеми двигает одна мысль: «Теперь мы на правильном пути!». И действительно, нам повезло. Мы всё-таки добрались до пещеры. Руководители собирались было уходить, но увидев нас, шестерых измученных «потеряшек» (как оказалось, им уже сообщили, что несколько ребят пошли не туда), они остались и позволили нам спуститься. Ну что сказать: пещера стоила того, чтобы ее искать целый день.

В лагерь нас привезли на машине, когда уже совсем стемнело. Да, день был просто необыкновенным, а приключение незабываемым. Правда, теперь тренер зовёт меня не иначе, как Иван Сусанин.

Последний вечер провели у костра. Пели песни, наслаждались природой, отдыхали душой.

Утро четвёртого дня пришло незаметно. Даже не верится, что сегодня уезжать. Подъём был неторопливым, сборы неспешными. Но как бы мы ни оттягивали этот миг, он всё равно наступил. И пришло время сказать: «До свидания, 32-й километр, мы едем домой!»