Врачи как враги?

Врачи как враги?

Олега Черномаза

Областную поликлинику ждут перемены в системе приема пациентов, к которым те не желают готовиться

«ВАС ТУТ НЕ СТОЯЛО!»

Полвосьмого утра, на улице еще предрассветная зимняя темень. Морозно, еще бы некоторым спать или только-только, встав с постели, собираться на работу…

Но на крыльце здания областной поликлиники уже собралась приличная толпа жаждущих медицинской помощи. Многих, проходящих ранним утром мимо поликлиники, уже не удивляет такое собрание. Народ упорно скапливается ни свет ни заря, для чего, собственно говоря, непонятно. Для того, чтобы поскорей занять очередь к «дефицитным» врачам, выкрикивая: «А кто к ревматологу?», едва поставив ногу на первую ступеньку крыльца? Или чтобы кто-то не обошел на “старте” в гардеробной, когда надо побыстрее раздеться и побежать занимать очередь в заветный кабинет?

Ворчливые бабки и дедки в толпе, которых большинство, то и дело пытаются поскандалить… Чтоб не скучно было, наверное.

Время — без пятнадцати восемь утра. Подмерзшие пациенты (это им здоровья не прибавит) уже настойчиво стучатся (!) в закрытые двери поликлиники, которая работает с восьми утра. Дескать, пора нас пускать, холодно. По мнению врачей, подобное поведение пациентов себя не оправдывает — все равно будут аутсайдеры, которые не успеют взять талончик, будут последними в очереди, что неизбежно приведет к скандалам и ругани.

Уже более месяца в областной поликлинике работает новая система записи пациентов к врачам. Теперь все делается не через регистратуру, а посредством самозаписи. Для чего в фойе поликлиники установили специальное окошко, где медик-менеджер сможет ответить на все вопросы посетителей, а также разложили тетради само- записи к врачам. Причем не только к узким специалистам, но и к рядовым участковым терапевтам теперь можно записаться, только взяв талончик с указанием определенного времени приема, расписанного по минутам.

Во врачебную тетрадь само- записи человек может внести свои данные, если записывается на прием к врачу на ближайшие дни, или взять вложенный в тетрадь талончик, если на прием ему надо в этот день. Вроде бы удобно, но всем же надо «здесь и сейчас». Народ не успел поскидывать с себя куртки и пальто, как уже началось ворчание у тетрадок: «А вы куда без очереди?!», «А я занимала, честное слово, еще на крыльце перед вами стояла!», «Мужчина! Не лезьте поперед всех!»

По поводу нововведения у народа уже сложилось негативное мнение. Кто-то не может найти нужную тетрадь, потому что в это время она находится у врача. Сидеть ждать, когда он закончит прием, не всем удобно. Имеющие место совпадения по времени приема — например, у взявших талончик в больнице и пришедших на прием со стационара, ранее вызывавших врача на дом — неизбежно становятся поводом для конфликтов.

НАГРУЗКА И ВРЕДИТЕЛЬСТВО

— Такие изменения вызваны включением медицинских учреждений в так называемый электронный портал госуслуг, который сейчас развивается в стране, — поясняет заведующая областной поликлиникой Лариса Литвиненко. — В ближайшем будущем мы обязаны будем включиться в его структуру. Запись к врачам во многих случаях будет осуществляться через Интернет, посредством электронной регистратуры. Человек сам может зайти на портал с домашнего компьютера и записаться к врачу. Сейчас в поликлинике устанавливается система локальной сети и интернет-подключения. Все сведения будут поступать в базу данных специалистов-медиков, и о времени приема также через Интернет пациенту придет сообщение.

— В клинике и введен прием строго по минутам из-за того, что электронная запись к врачам предполагает поминутный прием — чтобы народ стал привыкать к новой системе, которая станет нормой. Предполагается, что такая система снизит нагрузку на врачей, систематизирует прием и качество лечения станет лучше. Но чувствуем, привыкать им и обучать их новым правилам записи и поведения в поликлинике придется долго…

Как рассказала Лариса Александровна, сейчас в системе записи к врачам кавардак. И не столько по вине медиков, которые сделали все возможное для облегчения своей работы и комфорта посетителей, сколько из-за невежества, нежелания и неумения самих посетителей воспринимать информацию. Вся поликлиника обклеена сообщениями о работе новой системы самозаписи, за специальным стеклом сидит менеджер, но все равно народ не читает объявления. А сразу атакует регистратуру, выстаивает очередь, чтобы узнать, что там ничем ему не помогут, а нужно записываться к врачам в тетради. И сразу, как закономерный результат, очень часто звучит гневное: «Что же вы сразу не сказали? Откуда я это должен знать?!» Ответ, что это можно узнать из информации, размещенной у выхода, народ не смущает.

По правилам, вписывать в графы бланков самозаписи к врачам нужно не только имя и фамилию, но и адрес, по которому врачи будут искать карточку пациента, а также данные пенсионного свидетельства и медицинского страхового полиса. Однако работу врачей очень нарушают люди, не желающие их вписывать, почему-то боясь за них как за свои персональные данные, которые кто-то может использовать во вред. Но после приходят к врачам, как «из деревни, от дедушки», требуя принять их. А некоторые не вписывают даже адреса. Как вести прием таких пациентов, от чего их лечить — бог знает…

— Доходит порой до неприятных случаев, — рассказала Лариса Литвиненко. — Не привык у нас народ цивилизованно воспринимать информацию через объявления и еще долго не привыкнет, к сожалению. Сколько раз люди фактически портили все бланки самозаписи к врачам на неделю, путали всю систему, зачем-то записываясь впрок, на месяц вперед. Или вредительствуют — крадут бланки, вырывают все талончики, видимо, чтобы они не достались кому-то другому. Зачем-то крадут и сами тетради!

Во многих районах области есть свои специалисты, которые тоже ведут прием. Но народ, проживающий, скажем, в Амурзете или Ленинском, почему-то их игнорирует, норовя при каждом удобном случае приехать к врачам в город и при этом кричать: мы же иногородние, примите нас, да еще и без очереди! С чрезмерной нагрузкой на врачей никто не считается. Хотя есть для иногородних и запись по телефону, и отдельная папка с бланками и талонами, чтобы все было без напряжения, строго по времени… Но не понимают.

Самые востребованные в областной поликлинике специалисты — невропатолог, окулист, лор, ревматолог — сейчас работают с большой нагрузкой. И невежественное поведение посетителей только усугубляет ситуацию, от этого неизбежно страдает качество лечения.

— Уже несколько раз ко мне приходили недовольные пациенты с требованием увеличить нагрузку на врачей, — рассказывает Лариса Литвиненко. — Дескать, не успеваем к ним попасть, что это такое, прием расписан на месяц вперед. Но что мы можем поделать? Заставить врачей принимать больше людей не имеем права. Некоторые специалисты после основного приема ведут еще дополнительный, платный, на это у них есть лицензия, законное право это делать. Но сейчас слова «платный прием» и предложения сходить к платному врачу, если не успел к бесплатному, вызывают такую агрессию у населения, что берегись… Люди не желают понимать, что во вред им никто ничего не делает, наоборот, мы всячески стараемся сделать прием и лечение лучше, комфортнее, качественнее.

Технические новшества в больнице неминуемы, это часть федеральной программы государственных услуг, внедряемой повсеместно. Однако многим обывателям и потенциальным посетителям областной поликлиники «выхлоп» от этого нововведения кажется мизерным, по крайней мере, сразу. О чем мы спросили заведующую поликлиникой.

— Вы знаете, опыт других регионов, где такая система электронной записи к врачам уже действует, показывает, что к услугам Интернета в таких случаях прибегают единицы. Все равно народ по старинке предпочитает сам приходить в поликлинику, выстаивать очереди, брать талончик, что-то выяснять на месте. Это не изжить так скоро. Пусть звучит иронично, но, по-моему, должна смениться пара поколений, не иначе, пока электроника станет привычной для всех.

Сейчас практически в каждом доме есть компьютер и подключение к Интернету. Но это не значит, что такие технические «примочки» устанавливают у себя дома все, кто хочет. В основном это дело молодежи. Зрелые же люди во многом ничего не смыслят ни в компьютерах, ни в глобальной сети, а уж тем более пенсионеры, которые составляют едва ли не треть посетителей областной поликлиники. Впрочем, как резерв и дублирующая структура регистратура в поликлинике и тетради самозаписи сохранятся.

Персоналу и врачам выносить недовольство людей, не желающих входить в положение поликлиники, становится все сложнее. Дело даже не в компьютеризации, от которой многие из больных шарахаются как черт от ладана, а в элементарной невежественности, грубости посетителей поликлиники. Отдельным людям проще покричать друг на друга, на врачей, устроить скандал, чем просто поднять глаза и воспринять специально размещенную информацию.

С недавнего времени внесены изменения в Закон о здравоохранении, которые теперь позиционируют медицинские учреждения как оказывающие услуги населению. А следовательно, они будут ответственны перед Роспотребнадзором, куда все граждане теперь имею право жаловаться. Медики ожидают тяжелых времен и наплыва претензий к обслуживанию…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *