Время активной жизни

Время активной жизни - Марина Cтафеева, Ирина Крылова, Марина Щекина, Елена Катаянина (слева направо)

Фото Олега Черномаза

Марина Cтафеева, Ирина Крылова, Марина Щекина, Елена Катаянина (слева направо)

В Комплексном центре социального обслуживания ЕАО налажено обучение социальных работников

 Надо ли учить социальных работников? Странный вопрос хотя бы потому, что, являясь окном в мир для своих подопечных, они должны уметь и знать многое. От квалификации сотрудников зависит качество тех услуг, которые они оказывают одиноким пожилым людям.

Профессиональным обучением и повышением квалификации социальных работников Комплексного центра занимаются специалисты организационно-методического отделения.

Какие формы используют в своей работе специалисты отделения? На этот вопрос отвечает его заведующая Марина Щекина.

– При создании отделения, а это было в 2016 году, учреждение получило лицензию на осуществление образовательной деятельности. У нас разработаны две программы, одна – профессионального обучения социальных работников, вторая – повышения их квалификации.

Мы обучаем всех социальных работников Комплексного центра, включая работающих в районах области. Причем в районах, в том числе в отдаленных поселениях, сотрудники чаще всего не имеют профессионального образования, в основном только среднее. Для нас актуально, во-первых, самим готовить кадры, повышать их профессиональный уровень. Во-вторых, повышать престиж профессии социального работника.

 

– Каким образом организовано обучение кадров? Вы везете лекторов в районы?

 

– Нет, мы собираем социальных работников из всех районов области в Биробиджане, организуем для них в течение недели курсы профессионального обучения. В каждом филиале 15-16 работников, мы приглашаем часть, оставшиеся заменяют их на участках. Занятия проходят ежедневно с девяти до 18 часов. Программа обучения разбита на несколько основных блоков, которые включают необходимые направления работы в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами.

Это нормативный блок, оказание первой медицинской помощи, бытовых услуг, коммуникативных услуг, юридической помощи. Социальные работники проходят обучение, сдают квалификационный экзамен, и тот, кто справился, а это в основном все, получает свидетельство о профессиональном обучении. За последние полтора года мы обучили 95 своих социальных работников.

Организуя обучение, приглашаем на занятия сотрудников многофункционального центра, Пенсионного фонда, медико-социальной экспертизы, фонда социального страхования и других учреждений. Они читают лекции для наших работников. Разработали методические рекомендации, подготовили сборник лекций по профессиональному обучению социальных работников. После курсов вручаем каждому прошедшему обучение этот сборник. Редактируем и обновляем материалы в нем. Стараемся, чтобы социальные работники знали современные нормативные документы. Разрабатываем брошюры, буклеты, условия конкурсов.

 

– Планируете ли вы в дальнейшем менять формы обучения социальных работников?

 

– В перспективе хотим дистанционно обучать работников других регионов.

 

– Какие еще формы позволяют социальным работникам проявить профессиональные навыки, организаторские и творческие способности?

 

– Одна из них – конкурсы социальных проектов. В конкурсе проектов, приуроченных к юбилею Центра, приняло участие 28 человек. Сотрудники сами их разработали, и в дальнейшем целый ряд проектов удалось реализовать на базе нашего Комплексного центра.

Один из самых удачных и известных – университет третьего возраста, о котором все наслышаны. Проект «Связь поколений» тоже разработали сотрудники учреждения. Суть его в том, что наши подопечные, граждане пожилого возраста, изготавливают вязаные изделия для воспитанников детских домов или малообеспеченных семей. Стартовал такой социальный проект, как школа ухода за маломобильными гражданами, его цель – обучение родственников и соседей навыкам ухода в домашних условиях.

Реализуется проект «Академия мастерства» – это творческая мастерская для одиноких престарелых граждан. За названием «Активный образ жизни» стоят занятия пожилых людей аквааэробикой в плавательном бассейне.

«Красота с доставкой на дом» – это услуги парикмахерской на дому. Мы привлекаем студентов технологического техникума, будущих парикмахеров.

В основном работы выполняют волонтеры – средств, чтобы привлекать специалистов со стороны, у нас нет. Проект «Академия мастерства» реализует бывший социальный работник. Она сама умеет многое делать своими руками, объединила вокруг себя граждан пожилого возраста. Аквааэробику ведет специалист отдела кадров нашего учреждения.

 

Практически все проекты направлены на оказание бытовых, медицинских услуг, организацию досуга граждан пожилого возраста, проживающих у нас в городе и в районах.

 

Стараемся, чтобы профессиональный уровень наших работников рос, и это происходит. Кроме оказания бытовых услуг, социальные работники оформляют различные документы для своих подопечных, могут квалифицированно проконсультировать по вопросам пенсионного обеспечения, тех или иных льгот.

Специалисты нашего отделения разрабатывают брошюры, буклеты, условия конкурсов. Мы разрабатывали программу и положения конкурса «Леди – социальный работник», который получился удачным. В конкурсе «Портфолио» приняло участие 40 социальных работников нашего учреждения.

 

– В каком из филиалов работа, по вашему мнению, организована лучше?

 

– Можно отметить филиал КЦСО в Облученском районе, им заведует Татьяна Бабич. В рамках реализации проекта «Университет третьего возраста» там успешно работает факультет обучения граждан английскому языку, причем он быстро стал популярным. Также здесь хорошо обучают компьютерной грамотности, в течение года прошло обучение 172 человека. Причем стараются обучить не только основам владения компьютером, но и умению работать на портале госуслуг.

Аналогичная работа ведется во всех филиалах. Заведующие филиалами приезжают сюда, мы ездим в командировки, чтобы оказать помощь. Сотрудничаем с ветеранскими организациями, региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров».

 

– Бывает, что с инициативами выступают не социальные работники, а их подопечные?

 

– Конечно! Активных людей много. Недавно в Биробиджане проходил областной форум «Время активной жизни», на который приглашали граждан пожилого возраста из областного центра и районов. Они с удовольствием участвовали в работе дискуссионных площадок. Активно выступали за развитие волонтерского движения «Серебряный возраст».

В 2018 году на базе Комплексного центра социального обслуживания хотим организовать совет, который объединит граждан пожилого возраста, желающих участвовать в волонтерском движении.

 

– Марина Геннадьевна, с чем связаны проблемы социальных работников в районах?

 

– В основном с расстояниями. Подопечные одного социального работника могут проживать в нескольких населенных пунктах. К тому же большинство подопечных проживает в частном секторе. Там услуги, особенно зимой, отличаются от городских – надо принести дрова, уголь, воду, очистить двор от снега, то есть много физической работы. Но женщины со всем справляются. Мы учим работников сохранять позитивный настрой у себя и своих подопечных.

Одна из задач, которые решает наше отделение, – пропаганда услуг, оказываемых Комплексным центром социального обслуживания ЕАО. Для этого мы стали издавать информационно-методический журнал «Вестник». Он выходит раз в квартал, всего вышло четыре номера. Социальные работники благодаря журналу имеют возможность познакомиться с опытом коллег из других районов, получить методическую помощь по тем или иным направлениям работы. Социальные работники получают каждый номер с большим интересом.

– Спасибо за беседу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *