Все началось с учителей

Говорят, что бывших учителей не бывает. Каждый, кто имел отношение к педагогической деятельности, нес домой цветы первого сентября и вызывал на педсовет родителей нерадивого ученика, остается человеком «школьным».

В преддверии Дня учителя мы попросили тех, кто когда-то стоял у доски и заполнял журнал, поздравить коллег, поделиться своими воспоминаниями, и рассказать о том, как помогает педагогический опыт в нынешней жизни.

«Роль учителя всегда будет главной в жизни каждого человека»

Vinnikov-s vinnikov-m

Александр Винников, губернатор Еврейской автономной области. Бывший учитель русского языка и литературы.

— Мне очень повезло в жизни: людей, с  которых хотелось брать пример, было много и в школьные, и в студенческие годы. Я безгранично благодарен моим школьным учительницам — Нине Николаевне Тарасенко, преподававшей нам русский язык и литературу, учителю истории Анне Михайловне Верховых и, конечно, преподавателям Хабаровского педагогического института (так он назывался в те годы) Нине Ивановне Пукшанской и Науму Борисовичу Лерману.  Несколько лет назад я был на моей родине в Хабаровском крае, встретил Анну Михайловну Верховых, ей сейчас 87 лет, она сказала, что знает обо мне практически все — средства массовой информации помогают. Под влиянием этой замечательной женщины, других удивительных педагогов я  выбрал свою первую профессию и стал учителем.

Так случилось, что преподавал я немного, сразу после института, это было в  Бабстовской  школе Ленинского района. Но опыт мне пригодился, и по сей день помогает и в жизни, и в работе. Общение с детьми учит терпению, пониманию, уверенности в собственных возможностях, навыкам общения с разновозрастной аудиторией и высочайшему чувству ответственности.  А любимые мною предметы,  русский язык и литература, которые я преподавал и с особым желанием изучал в институте, являются основой культуры любого человека, потому что учат его мыслить, дают возможность взглянуть на мир с разных точек зрения. Я всегда был убежден, что воспитание красотой, духовностью, литературными образами очень важно для ребенка любого возраста. В школе в маленького гражданина закладываются будущие его деловые качества, а может быть и его судьба.

Скажу то, что известно, но это так. Хороший педагог умеет найти общий язык с каждым, умеет слушать и слышать, желает научить и знает, как это сделать. В моем представлении учитель в самом широком смысле слова — это тот, кто пользуется авторитетом и уважением, чье мнение непререкаемо. Для ученика оно порой оказывается последним убедительным доводом для принятия решения. Ведь нередко случается так, что учитель бывает влиятельнее родителей. К нему идут, у него просят совета, поддержки, от него хотят услышать оценку своим поступкам.

Думаю, не случайно сложилась школьная традиция: на встрече с выпускниками рассказывать учителю, чего добились его ученики. Понимаете, это ведь  такая своеобразная оценка качества знаний, которые дал учитель,  его воспитания, системы его ценностей, переданной ученикам. И в этом смысле роль учителя всегда была и будет главной в жизни каждого человека. Хотелось бы пожелать, чтобы учителями становились люди,  имеющие положительный жизненный опыт, прочные знания, добрые человеческие качества, понимание  ответственности за тех, чья судьба им доверена. А педагогам со стажем, кто посвятил себя целиком и полностью этой профессии, — огромная признательность за самоотверженный труд.

«Школа научила меня побеждать»

Kopenkina-s Kopenkina-m

Людмила Копенкина, заместитель главы мэрии Биробиджана по социальным вопросам, образованию и культуре. Бывший учитель истории и английского языка.

— Для начала хочу сказать, что у меня в школе были очень хорошие учителя — истории и французского языка, именно они направили меня на путь выбора профессии, и я им за это очень благодарна.

Педагогический опыт важен прежде всего в выстраивании отношений, потому что если наладишь контакт с детьми и родителями, то потом можно договориться с любым человеком. Это мне помогает до сих пор работать с самыми разными категориями: и с ветеранами, и с творческими работниками, и с руководителями, и с детьми. Умение доказать свою точку зрения, умение убедить собеседника — все это дает школа. В классе сидит масса учеников, и с каждым нужно найти общий язык, особенно с трудными детьми — вот как их убедить учиться? Помню, как мне дали седьмой класс, у которого сменился уже четвертый классный руководитель, все от них отказывались… У меня там было три таких сложных ученика, что пришлось через многое пройти, чтобы вернуть их в школу. Они пытались сломать меня, я — их отношение к учебе. Зато до сих пор, когда встречаемся, говорят, что помнят меня как хорошего учителя.

Школьный опыт — это еще и опыт познания психологии, ты понимаешь, что все мы — разные.  И знаешь, что очень важно во всем найти положительное, вселить в человека веру в свои возможности. Школа учит побеждать, выстаивать, надеяться на лучшее.

Педагогическая деятельность дала мне умение учиться и желание делать это всю жизнь. Я защищала диссертацию довольно поздно, не в типичном для аспиранта возрасте, всего пять лет назад. Школьная закалка позволила сделать это, потому что учитель не может остановиться — как правило, он учится всю жизнь.

Вообще школа — это школа жизни, зеркало нашего общества. Каждый учитель чувствует себя управленцем, заходя в класс. Я бы даже употребила красивое  слово  «менеджмент». Педагог должен уметь управлять, устанавливать дисциплину, уметь найти контакт, организовать и детей, и родителей.

Всегда вспоминаю школу как что-то доброе, теплое, светлое, когда что-то не получается,  мыслями обращаюсь к школе. У меня же вся семья школьная — муж-учитель, и дочь, когда поступала в институт, — не было никаких сомнений, куда пойти. У нас в доме всегда формировался культ учителя, потому что то, как родители настроены, всегда передается ребенку. Я ни разу не пожалела, что мое образование — учительское.

Хочу пожелать коллегам, чтобы творческие искры никогда не угасали, потому что знаю: учитель не может без движения вперед. И еще хочу, чтобы были умные и благодарные ученики — это самое главное. Пусть у учеников будет желание познавать новое, а всему остальному их научат учителя.

«В твоем деле должна быть отдача»

brener-s brener-m

Иосиф Бренер, предприниматель, депутат городской Думы. Бывший учитель физкультуры.

— Школа — этап в моей жизни, мой осознанный выбор. До этого я вел занятия по акробатике в спортивной секции, а потом, когда поступил в Институт физической культуры и спорта, пошел работать в школу. Я попал в педагогическую среду, и это было очень интересно. Вокруг — настоящая интеллигенция, вторая школа была одной из лучших в городе. Сплоченный коллектив, директор — Даниил Яковлевич Белага, мужчина-руководитель — уже необычно.

Мне довелось работать с профессионалами, с теми, кто знал и любил свое дело, я многое у них перенял. Одно дело вести занятия в секции, куда дети специально идут, чтобы чему-то научиться, а другое — работать в школе.  Когда видишь, что дети приходят на занятия с интересом, понимаешь, что ты что-то им преподнес, что-то дал понять… Педагогика научила меня тому, что в твоем деле всегда должна быть отдача. И когда я открыл секцию акробатики в школе, и увидел, что ко мне после уроков приходят дети, я понял, что необходим здесь. Ведь так важно, чтобы человек почувствовал себя нужным. Это очень воодушевляет.

Иногда я вспоминаю школьные годы, особенно одну зиму… Однажды мой коллега заболел как раз в январе, и мне пришлось вести и его, и свои уроки. По восемь часов в день на морозе, на лыжах — это было что-то! За это время я похудел, получил легкое обморожение, а лицо обветрилось до красноты. Но деваться было некуда — не лишать же детей уроков? Получается, школа научила меня еще и хорошей выдержке.

Я сейчас читаю лекции и, когда меня приглашают, с большим удовольствием выступаю в школах, рассказываю об истории Биробиджана. Никогда не теряюсь, мне не страшно зайти в аудиторию. Не боюсь, что дети мне зададут какой-то вопрос, а я не смогу ответить. Всегда чувствую, что найду общий язык с теми, с кем говорю, главное, чтобы они проявили  интерес.

Мне трудно судить о современной школе, единственное, что я знаю точно — труд учителя недооценен, и очень серьезно. И вот еще какая проблема: родители думают, что школа должна заниматься воспитанием. А у школы другие задачи. Если воспитание не заложили родители, вряд ли можно что-то исправить. Знаете, как говорят: с молоком матери впитывается и характер.

Хотелось бы пожелать педагогам, чтобы у них была достойная зарплата, чтобы хватало сил, здоровья, желания найти  творческий подход, чтобы они получали удовольствие от своей работы. Ну а если еще и ученик пойдет по стопам учителя — это самая большая заслуга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *