Встреча у Онегина

Встреча у Онегина - Роман Файн, пушкинист

Олега Черномаза

Роман Файн, пушкинист

Вечером в понедельник на городской набережной прошел пушкинский праздник, так называемая «Встреча у Онегина».

Известный биробиджанский  пушкинист Роман Файн рассказал об интересных фактах из биографии поэта, которые, как правило, известны только специалистам. А главными участниками вечера стали юные пушкинисты: учащиеся биробиджанской школы №23 подготовили инсценировку отрывка из «Сказки о Попе и о работнике его Балде», конкурсанты недавно завершившегося «Золотого перышка» прочли стихи собственного сочинения, посвященные поэту, также все собравшиеся приняли участие в викторине по пушкинским сказкам. А к свободному микрофону мог подойти любой желающий и прочесть любимые поэтические строки.

Живой Пушкин

6 июня — день рождения Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, единственного поэта, чей личный праздник отмечается в нашей стране с таким размахом. А вчера Президент России Дмитрий  Медведев подписал указ «О Дне русского языка», который будет праздноваться 6 июня уже в следующем году. И такой выбор вполне справедлив, потому что Пушкин, как бы банально это ни звучало, и есть создатель того русского литературного языка, на котором все мы говорим.

Откровенно говоря, сегодня Пушкина немного жалко. Жалко «солнце русской поэзии». Поэт желал воздвигнуть себе нерукотворный памятник, но невольно стал мраморной скульптурой — порой даже привычно незамечаемой. Не сам стал, конечно. Его сделали таковым. Что для большинства людей, закончивших среднюю школу, Пушкин? «Наше все», забронзовевший классик, поэт, величие которого не отрицают, но на самом деле — редко к нему возвращаются, набор программных текстов: «Мороз и солнце… День чудесный!», «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья», письмо Татьяны из «Евгения Онегина»…

А Пушкин — он разный. И ироничный, и лиричный, и негодяй, и романтик, и мальчишка, и умудренный старик. Он, сотворивший «Евгения Онегина», произведение, читать которое столь просто, что, кажется, каждый способен написать так же — и именно эта изящная легкость — самое дорогое. Он, создавший крамольную «Гаврилиаду», поэму, о которой не рассказывают в школе, ту, что приводит студентов-филологов в настоящий восторг, прежде всего — своим несовпадением с привычным образом поэта. Он, подаривший миру строки, которые стали столь употребляемыми, что и авторство порой забывается: «И торжество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь…» Он, литературно обработавший рассказанные няней сказки, сделавший это так, что их разобрали на цитаты и нет-нет, да раздастся откуда-нибудь: «Чего тебе надобно, старче?»

Марина Цветаева писала: «Мой Пушкин». И говорила: «Каждый поэт должен выйти из Пушкина. Именно — выйти, а не остаться в нем». Такова судьба гениев: они становятся одним из пунктов пути — необходимым, но тем, который успешно проходят, оставляя важные зарубки. Таков Александр Сергеевич. У каждого — свой. Разный великий поэт.

Солнце и картины

ris-LogПерсональная выставка биробиджанского художника Валерия Логункова «Календарь» прошла еще в 1999 году, на ней было около тридцати иллюстраций к пушкинским произведениям. В 2009-м их количество уже близилось к пятидесяти, автор планировал организовать экспозицию к двухсотлетию со дня рождения поэта, но это никого не заинтересовало и выставка так и не состоялась. Между тем, одна из работ отправилась в галерею Санкт-Петербурга, на биеннале графики, а рисунки у художника по-прежнему продолжают появляться. Среди них и иллюстрации к пушкинским текстам, и портреты поэта, а самым необычным экземпляром коллекции, пожалуй, является работа, изображающая Пушкина таким, каким он мог бы стать несколько десятков лет спустя, если бы не погиб на дуэли с Дантесом (на рисунке справа).Puskin

Валерий Логунков, художник, преподаватель детской художественной школы и ДВГСГА:

— Пушкин — это человек, который из французского русского сделал русский русский. Это поэт из детства, хотя он такой же детский автор, как и взрослый — в равной степени.  А сказки его — это же вообще невероятно, особенно в прозе: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

Пушкин — это зрительные образы, он толкает меня создавать, рисует такие словесные картины, что хочется это запечатлеть. Пушкин мне дорог и поэтому рисовать — удовольствие. Когда душа к чему-то лежит, напрягаться не надо, поэтому зритель думает, что все в картине сделано просто — и это правильно, все должно казаться легким и свободным. А иллюстраций на пушкинскую тему можно делать тонны. Пушкин — это кладезь без границ.

Рисунки Валерия ЛОГУНКОВА

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *