Второй биробиджанский шанс

Библиотека им. М.Ю. Лермонтова в северной столице регулярно устраивает поездки питерских писателей в различные российские регионы, в том числе неблизкие дальневосточные.

Недавно в такой творческой «командировке» в Хабаровске побывал писатель Александр Мелихов, известный своими неоднозначными  художественно-публицистическими произведениями на еврейскую тематику. «Приятным дополнением» к этой поездке, по выражению гостя,  был его краткий визит в Биробиджан и встреча в областной библиотеке им. Шолом-Алейхема  с читателями, деятелями культуры, преподавателями вуза и краеведами, представителями еврейских общественных организаций и журналистами.

Разговор получился довольно необычный и эмоциональный, хотя поначалу казалось, что он останется монологом гостя о его нынешней работе —  заказанной книге о… Южной Корее. Параллели о том, что у Кореи и России во многом оказались схожи исторические и геополитические условия, вот только выводы, дела и успех существенно разнятся, почти сбивали с толку. Но писатель умело подвёл слушателей к главной идее, не раз звучавшей в его статьях и книгах: общество развивает не технический прогресс и консолидируют не планы удвоения ВВП к энному году, а… мечта. И это верно даже в наш прагматичный, просчитываемый на компьютере век.

«Почему распался СССР при нормальной обстановке на границе, исправной танковой армаде, более чем достаточном количестве ядерного оружия?» — спрашивает А. Мелихов.

И сам же отвечает: «В большой и очень разнообразной по составу населения стране исчезла общая мечта и на смену ей пришли сказки иных народов. И, полагаю, мечта эта была скорее убита, чем умерла естественной смертью».

Южная Корея, как и Россия, всегда испытывала давление крупных и склонных к агрессии и поглощению соседей и однажды проиграла им.

Уроки истории корейцы усвоили, и сегодня, по словам А. Мелихова, «Южная Корея  — страна, которая точно знает, зачем нужна литература: необходимо создавать привлекательные  для людей образы, лучшие из которых смогут жить десятилетия, столетия, тысячелетия даже. Для этого нужно уметь быть самими собой».

У Руси, России почти та же историческая ситуация: культурно и экономически поглощающий Запад и враждебная цивилизация Степи, Дикого поля, Азии…  Россия выстояла лишь благодаря созданию  собственной аристократии духа, сумев  с её помощью сравняться с Западом в культурной сфере, а в литературе стать классическим примером.

«Россия никогда не была особенно свободна и богата, но поставляла всему миру гениев. Сегодня и этот ресурс для национальной гордости исчерпан.  В качестве суррогата национальной идеи мы имеем статистические отчёты о росте числа пользователей мобильных телефонов и удвоения ВВП. (Впрочем, и эту идею как-то потихоньку «замолчали»). Но это никогда не будет воспринято народом страны как подвиг, на который он готов пойти! — утверждает писатель. — За это подражание «цивилизованным народам» нас не будут уважать соседи. Всё, что требуется от истории -,  это грандиозность. Это отлично понимал Шекспир: у него  и Гамлет, и Ричард Третий, и отрицательные и положительные герои  — все грандиозны!»  

Интересно, что сам Александр Мелихов такие свои мысли называет «реакционными». Вероятно, рассчитывая именно на ответную реакцию слушателей и читателей, реакцию поиска ответа на вопрос: «Что делать?»

При чём  здесь Биробиджан? А это образец идеи-мечты, способной объединить и даже создать новую нацию! Решение пресловутого «еврейского вопроса» одним виделось в воплощении мечты сионистской, другим  — в мечте интернациональной. «Биробиджанский проект», по мысли А. Мелихова, был попыткой соединить их в своей мечте. И она стала мечтой вполне своевременной и адекватной реальной ситуации того времени.

Что же касается не «альтернативной истории», а дня сегодняшнего и обозримой исторической перспективы, то петербуржский писатель делает своеобразные выводы:

—    Страна Израиль построена у жерла вулкана. Еврейская мечта начала воплощаться в то время, когда рождается грёза арабская. Поэтому, возможно, у Биробиджана шансов на будущее больше. И не исключено, что однажды еврейская автономия на Дальнем Востоке станет новой «точкой сборки», местом реализации обновлённого «Биробиджанского проекта».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *