Выбрать нельзя назначить

Выбрать нельзя назначить

Предстоящая реформа может серьёзным образом затронуть порядок формирования органов местного самоуправления в ЕАО

Законодательное Собрание Еврейской автономии вынесло на общественное  обсуждение проект областного закона о  местном самоуправлении. Документ, разработанный губернатором ЕАО, был подготовлен в рамках реформы муниципального уровня власти, проводимой  сейчас в стране. О сути реформ рассказал в своём интервью ГТРК «Бира»  председатель ЗС ЕАО Анатолий Тихомиров.

— Анатолий Фёдорович, в чём необходимость изменений в законы о местном самоуправлении? Что и почему, по Вашему мнению, должно измениться в этой сфере на региональном уровне?

— В декабре прошлого года в Послании Совету Федерации президент РФ Владимир Путин сказал, что настало время так изменить систему местного самоуправления, чтобы ещё больше приблизить её к народу, сделать власть на этом уровне более действенной. После этого проводилась довольно большая работа со стороны Госдумы, Совета Федерации, правительства страны, и в свет  вышел федеральный закон, в определённой мере поменявший подходы к формированию органов местного самоуправления. Приняты поправки в 131-й федеральный закон, несколько изменивший полномочия уровней власти в РФ. Субъектам федерации даны полномочия формировать власть,  как они считают нужным у себя на территории. Самым «больным» в предыдущей редакции закона было то, что он был един для всей РФ. А мы прекрасно понимаем, что субъекты федерации сильно разнятся между собой и по национальному составу, и по численности населения, и по финансовым возможностям.  

В законопроекте, который внесен сейчас в парламент ЕАО, учтена вся специфика современной Еврейской автономной области. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, мы вынесли этот проект на общественное обсуждение. В первом чтении он будет рассмотрен депутатами Законодательного Собрания 8 октября. А на окончательное чтение будет представлен в конце октября – начале ноября и затем начнёт действовать на территории области.

— Перераспределение полномочий между уровнями власти – это важная часть реформы. Как, на Ваш взгляд, необходимо выстраивать этот процесс?

— Сегодня федеральный закон сказал, что мы можем забрать ряд полномочий с уровня поселений, в первую очередь – сельских поселений. Сельские поселения наименее финансово обеспечены, но при этом должны осуществлять три десятка полномочий, ранее прописанных в федеральном законе. Мы хотим воспользоваться правом передать часть местных полномочий на уровень районов либо даже на уровень субъекта (например, связанные с чрезвычайными ситуациями). Городские поселения получат полномочий больше, чем сельские – они, как правило, более крупные и лучше финансово обеспечены. После этого, как мне представляется, населению будет более понятно, чем занимаются избранные им органы местного самоуправления. И, самое главное, на уровень района или области перейдут те полномочия, которые раньше на местном уровне плохо исполнялись или вовсе не было возможности исполнять. 

— Реформа может серьёзным образом затронуть и порядок формирования органов местного самоуправления. Например, депутаты Законодательного Собрания будут вправе упразднить прямые выборы глав поселений, районов. Не является ли такой шаг отходом от принципов демократии?

— Действительно, сегодня федеральный закон предусматривает несколько видов формирования органов местного самоуправления. Действующий – когда везде проводятся прямые выборы как представительных органов, т.е. депутатов, так и глав районов и поселений. Есть варианты смешанные: когда глава поселения выбирается из числа депутатов, а глава администрации района назначается конкурсной комиссией. Мы сегодня больше склоняемся ко второму варианту, и это подтверждается на многих встречах с населением. Люди психологически устали от «бесконечных» или одновременных – в несколько уровней – выборов. А вертикаль власти должна быть выстроена последовательно. Например, глава области должен иметь прямое влияние на главу района, а тот – на главу поселения. Как мы видим на примере нашей области, сейчас это не всегда получается: глава района может до двух лет демонстративно не работать, а отречь его от власти невозможно – он «всенародно выбранный». И чтобы его от власти отодвинуть, необходимо проводить чуть ли не референдум. 

Сегодня предложение разработчиков областного закона — чтобы депутатский корпус (на уровне поселений и районов)  избирался всенародно по одномандатным округам. А вот по руководству района – исполнительной власти – мы всё-таки предлагаем, чтобы наши коллеги назначались, и назначались по конкурсу. А конкурсная комиссия будет состоять из двух частей: половина – это депутатский корпус районов, а половина будет назначаться губернатором. Таким образом, возникнет ответственность у руководителя района и от депутатов – представителей населения, которое их избирает, и от исполнительной власти субъекта федерации, которая вместе с районом  должна решать вопросы его развития. На уровне же поселений мы предлагаем оставить ту систему, что и была: депутаты избираются всенародно, и из их числа избирается глава, который руководит конкретным поселением. 

Конечно, реформа местного самоуправления не должна закончиться только этим. Дальше, я думаю, нам всё равно необходимо будет в рамках реформы решать вопросы укрупнения наших поселений – как городских, так и сельских. На сегодняшний день укрупнения некоторых поселений произошли, но остаются порядка двух десятков поселений, в которых есть органы власти, но финансовых средств хватает только на выплату заработной платы сотрудникам администрации, и то не всегда. Это неправильно. Всё-таки система должна напитываться финансовыми средствами в первую очередь за счёт налогов, которые есть в системе, за счёт численности населения. И тогда мы сможем говорить о том, что местное самоуправление действительно самостоятельно и может осуществлять полномочия, которые на него возложены. 

— Перед тем, как начать разрабатывать законопроект о реформе местного самоуправления, Вы, конечно, обсуждали вопрос со многими  коллегами-депутатами, руководителями администраций, с населением. Можете сказать об их отношении к предстоящим изменениям?

— Сколько людей – столько и мнений. Но абсолютное большинство жителей области, с кем я встречался, говорят, что руководители органов исполнительной власти должны назначаться. Хотя сегодня и в правительстве области, и среди наших коллег из органов местного самоуправления существует и противоположное мнение о том, что руководители исполнительной власти должны обязательно избираться на прямых выборах. Это тема обязательно возникнет при обсуждении проекта закона. Если позиция большинства будет – выборы на всех уровнях сохранить, то, конечно, такой закон будет принят. Мы опубликовали законопроект для общественного обсуждения, чтобы люди высказали своё мнение обо всём этом в форме электронных писем на официальный сайт Законодательного Собрания области, в форме телефонных звонков. Вопрос этот неоднозначный, но он требует решения.  

— А лично Вы как считаете: насколько глубоко должна быть проведена реформа местного самоуправления у нас в области?

— Я вижу такие основные моменты данной проблемы. Первое – это чёткое определение полномочий сельских и городских поселений. Что мы должны отдать на уровень района и забрать на уровень субъекта федерации? Здесь две главные «болевые точки» — ЖКХ и развитие материальной базы учреждений культуры. 

Передача «в район» полномочий по ЖКХ облегчит жизнь и управление в сельских поселениях. Между тем эти полномочия пока сохранятся в городских поселениях. Но, может быть, далее потребуется забрать все эти полномочия  «на субъект», создавая какое-то большое государственное предприятие, которое будет заниматься оказанием услуг ЖКХ на территории области. По сфере культуры мы предварительно договорились, что содержание, развитие материально-технической базы учреждений культуры уйдут от поселений на районный уровень. Поселения этого «не вытягивают». 

Второе – как формировать власть на местах. Тут важно всё-таки договориться, сколько поселений (в смысле, административно-территориальных единиц) должно остаться на территории ЕАО.  Я думаю, из тех трёх десятков, что мы имеем, вполне можем выйти на уровень 16-18 поселений, которые будут более крупными и более финансово обеспеченными, что позволит коллегам решать все вопросы в рамках полномочий органов местного самоуправления, которые им будут переданы в соответствии с законом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *