Высоцкий. Спасибо, что оживили?

Высоцкий. Спасибо, что оживили?

Фильм про одного из самых одиозных людей нашего времени вызвал немало споров

Сам я посмотрел киноленту после рассказов друзей, сходивших на «Высоцкого». «Посмотри обязательно, тебе понравится», — вынесли они вердикт. Я не фанатствующий поклонник жизни и творчества Владимира Семеновича, но отношусь к нему с большим уважением. Хотя бы потому , что он один из немногих, кто невыразимо метко «цеплял» своим творчеством умы и души людей в то время. Мельчаем, людей, подобных ему, уже не будет…

Сходил в кинотеатр, посмотрел. После этого вечером залез в Интернет — почитать, как о киноленте высказываются люди. Что я могу сказать? Справедливо ожидал от фильма какой-то кинематографичности, может быть, откровения — как многие, впрочем. А получил малопонятное нечто. Излишне современные по постановке планы, способы съемки, порядком схожие скорее с экшен-картинами Тимура Бекмамбетова, только отдаляли образ главного героя от зрителя. Из трагичного эпизода из жизни Высоцкого, символичного, предрекшего его скорую кончину, — у поэта, приехавшего с концертом в Узбекистан, уже тяжело больного, держащегося на одной невыразимо мощной силе воли и сомнительных лекарствах, которые колют ему друзья (а проще говоря — морфине), отказывает сердце, в результате клиническая смерть — режиссер сделал почти остросюжетный детектив с «плохими» и «хорошими» парнями и едва ли не шпионскими страстями. На половине фильма возник закономерный вопрос: это кино о Высоцком или как?

Главная (и, пожалуй, единственная, но абсолютно не стоящая) интрига киноленты: кто играл Высоцкого? Многие ждали раскрытия его образа в виде архивных фотографий, интервью, концертных записей — то есть тех источников, где Высоцкий сам и есть «как живой». В фильме же поэт был «живее всех живых» по-другому, вполне себе непосредственно общаясь с героями Ивана Урганта, Оксаны Акиньшиной, Андрея Панина — без всякой компьютерной графики и комбинированных съемок.

Читаю в Сети: «Грим на актера накладывали четыре часа поэтапно. И полтора часа — тоже поэтапно — снимали. Когда актер был в гриме, кожа совершенно не дышала, поэтому за один подход старались отработать как можно больше дублей…». Затрачены были огромные средства, применены современнейшие технологии в деле преображения лица, переделки его из одного в другое. Удалось добиться максимального сходства с оригиналом. И все же именно из-за этого Высоцкий на экране во многих сценах выглядит деревянно. Его, несмотря на грубоватые черты, эмоциональное лицо в фильме порой смотрится как восковая маска. Почти полностью отсутствует мимика — попробуйте вдоволь поулыбаться или хотя бы естественно, по-человечески прикоснуться к собственному носу и подбородку, имея на лице слои латекса и грим-краски. Явно переборщили с созданием точной «копии». Да, бледен, кожа ноздреватая и рыхлая, как у запущенного «сердечника»; да, пот градом — можно списать все это на состояние героя в то время, болен ведь человек. Но все равно — не видно Человека, каким был, под всем этим.

Вариантов-угадываний было много. Кто-то разглядел в “Высоцком” загримированного актера Владимира Вдовиченкова. Были мнения, что это его коллега Алексей Кравченко, а то и знаменитый рок-музыкант Вячеслав Бутусов — по типу лица он в чем-то сходен с Высоцким. Кто-то даже пустил слух, что Высоцкого играла… женщина.

Однако в самом начале фильма зрителю был подан прозрачный намек: Высоцкий приезжает в театр на Таганке, встречая там молодого актера Юру, своего друга, которого утверждают на главные роли театра вместо Высоцкого. Много солнечного света в театральной курилке или, наоборот, излишне темно за кулисами (лица Высоцкого толком не разглядеть), когда Юра (а его играет не кто иной, как Сергей Безруков) и Высоцкий беседуют, и поэт дает Юрию пару советов, как играть, на чем стоит сконцентрироваться — как бы передает другому образ самого себя…

Сцена продолжительностью всего в пару минут. Дальше Юрий-Безруков резко исчезает, выполнив свою эпизодическую роль, и действует уже только один Высоцкий — ярко, крупными планами.

Действительно, те, кто видел Сергея Безрукова по другим фильмам, сумеют заметить своеобразную игру актера в совершенно чуждом ему образе Высоцкого. Манера моргать, держать голову, поднимать взгляд на собеседника — все от “Саши Белого”, но никак не от Владимира Семеновича. Тем более удручающе было видеть в титрах имя: “в ролях: Владимир Высоцкий…”

По старой традиции российские космонавты обязательно берут в полет фотографию российского актера Кирилла Лаврова. Именно он в прекрасном старом фильме «Укрощение огня», рассказывающем о становлении советской космонавтики, сыграл роль академика Королева, основоположника отечественного ракетостроения. И великолепно передал образ конструктора, не будучи особо на него похожим, без всякого навороченного грима и графических «примочек». Показал человека эпохи, сумел через понимание его работы и жизни того времени вдохнуть живую душу в киноленту. Можно ли такое сказать о «Высоцком»? Вряд ли…

Сложившееся мнение — фильм-эксперимент, эдакая вещь в себе. Затея ради вопроса: «А что получится?». Возня с технологиями (помимо грима, изображение Высоцкого было подвергнуто компьютерной обработке), сложнейший, но совершенно ненужный грим, только обезличивший актера и героя, которого тот играл. То есть больше игра на внешности из разряда «похож — не похож», чем раскрытие героя изнутри. Вот и вышло — тело без души.

А вечером после просмотра по телевизору шло незабвенное кино «Место встречи изменить нельзя». Там был Владимир Высоцкий как Глеб Жеглов, так и сам, как есть: актер, поэт, музыкант.


Фото с сайта magister74.livejournal.com.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *