Взаимодействие красочных масс

Взаимодействие красочных масс

Фото Олега Черномаза

В лучших традициях  изобразительной культуры нашего времени сочетают в себе мастерство и эмоциональность живописные полотна биробиджанского художника Валентина Коровина

Выставка работ Валентина Ильича, проходившая в областном художественном музее, собрала многочисленных гостей, среди которых были и почитатели искусства, и коллеги-художники из соседних регионов. Не обошлось без приветствий и наград: наивысшей их них была золотая медаль имени Василия Сурикова – очень престижная награда для любого живописца и графика.

Рассказывать о работах художника сразу после открытия выставки сложно – первые впечатления бывают слишком эмоциональными и не всегда верными. Но поскольку взгляд на произведения искусства  всегда субъективен, то и по прошествии времени чувство эстетического удовлетворения – если оно действительно получено – не исчезает, а, пожалуй, лишь усиливается. Персоналка Валентина Коровина – как раз тот случай. А посему постараюсь передать личные впечатления от живописных полотен этого художника, оставив на полях восклицания вроде «Эх! Красота-то какая!». И еще заранее прошу прощения у читателей за некоторые профессиональные термины, использованные в этих записках, –  избежать этого я вряд ли мог: о хорошем мастере надо писать на профессиональном языке.
Прежде всего, поразила масштабность выставки. Художник может собрать «персоналку» из двух-трех десятков работ, может вывесить много этюдов, а может представить не одну сотню набросков и зарисовок. На подготовку подобных выставок живописцу или графику понадобится не более полугода. Автор же нынешней выставки представил большое количество законченных и сложных полотен. На моей памяти персональной выставки такого масштаба в Биробиджане еще не было. Картины пришлось располагать в два уровня. Надо отдать должное директору музея Борису Косвинцеву – он разместил полотна, учтя их размеры, цвет, тон, колорит, и потому экспозиция смотрелась как единый ансамбль, без голых пятен и перегрузок.

Как уже было сказано, выставка состояла не из этюдов, а из законченных работ, но этюды послужили основой для большинства представленных здесь холстов. Художник-пейзажист не может творить в замкнутом пространстве, он должен находиться внутри природы и видеть мир во всем его многообразии, питая свою творческую фантазию естественной красотой. Валентин Коровин много работает на пленэре, то есть пишет этюды с природы на открытом воздухе. Уже в мастерской, на основе этих набросков, художник создает масштабные, наполненные светом, экспрессивные и композиционно выверенные пейзажи.

Амур в Вятском

Для построения композиции Коровин мастерски использует рельеф местности. К примеру, на полотне «Кукан» изображены уходящие вверх сопки. Многоступенчатость пространства подчеркивают сельские домики и поднимающиеся по дорожному серпантину многотонные грузовики. Сам же живописец как будто смотрит на пейзаж снизу. А в картине «Амур в Вятском», наоборот, взгляд художника падает сверху вниз. Такой прием позволяет показать всю панораму открывающегося пейзажа: величественное спокойствие Амура, глубину синих сопок.

 

Деревня геологов

Сложную трехплановую композицию создал Валентин Коровин, работая над пейзажем «Деревня геологов». Начинается полотно с ряда елей, затем взгляд спускается к расположенной у реки деревне и вновь вместе с сопками устремляется ввысь. Сам по себе холодный зеленый цвет в работе художника кажется теплым, контрастируя с фиолетовой зеленью.

О цветовой палитре картин Валентина Коровина можно говорить отдельно. Для него большое значение имеет чувство цветового ансамбля, взаимодействие красочных масс. В соответствии с требованиями общего колорита мазки взаимопроникают друг в друга, создавая впечатление мерцания. Этот художественный прием наблюдается в картине «Амур – река дружбы», где небольшие контрастные мазки напоминают мозаику.

В цветовой палитре художника-реалиста наблюдаются импрессионистические моменты. Выражаются они в открытых чистых цветах, в их контрастном взаимодействии.

Часто в композиции своих работ художник вводит изображения церквей и соборов. Эти картины, как правило, художник пишет в теплом колорите, создавая впечатление тишины, спокойствия, умиротворения. По своему настрою эти работы звучат вполне по-левитановски.

Рассматривая выставочные полотна, можно почувствовать себя путешественником. Здесь присутствуют виды и центральной полосы России, и картины с приморскими, камчатскими, амурскими пейзажами, и красоты соседнего Китая.

Разве можно не отразить в полотнах родную природу? Валентин Ильич «исписал» все окрестности Биробиджана, есть у него и городские виды. Изображая всем известную сопку с телевышкой, он не стал акцентироваться на этом символе города, а главное внимание уделил общему летнему настрою картины. Получилась небольшая лирическая работа под названием «Лето».

Фигуры людей на полотнах Валентина Ильича встречаются не часто. Однако его пейзажи полны ощущения скрытого присутствия в них человека. Это проявляется в деталях: рыбачья лодка на берегу, перекинутый через речушку мостик, опоры линий электропередач.

Ранее о Валентине Коровине сообщалось как о художнике-акварелисте, и большую часть произведений его прежних выставок составляли акварельные работы. На этот раз художник заявил о себе как живописец, заявил ярко и талантливо – в своих произведениях Валентин Ильич сочетает мастерство с эмоциональностью в лучших традициях изобразительной культуры нашего времени. Осталось лишь поблагодарить нашего земляка за прекрасную возможность прикоснуться к чувственной красоте окружающего нас мира.

Выставка работ Валентина Коровина завершилась, и уже 18 мая свои полотна представят биробиджанцам члены местного отделения Союза художников России. Посвящена экспозиция будет 10-летию этого творческого союза в ЕАО и разместится также в Музее современного искусства. Не упустите шанс полюбоваться работами биробиджанских мастеров кисти. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 1 =