За душу берет

За душу берет

Олега Черномаза

Берл Лазар

Главный раввин Российской Федерации 

«Размышлять надо не о том, как получить, а о том, как отдать. И, конечно, надо стремитьсяотдать самое лучшее»

Еврейский год всегда начинается с учебы, можно сказать, он открывается вступительными экзаменами. От того, как мы их сдадим, зависит наша перспектива, которую обеспечивают знания. Как говорят наши мудрецы, знания — это дело жизни.

Любое знание бесконечно: бесконечен Бог, любая сфера  науки, будь то медицина или география. Невозможно достичь абсолютных знаний, их имеет только Бог. Процесс получения знаний бесконечен, и имеющиеся у человека возможности следует использовать, чтобы совершенствоваться, продвигаться вперед.

Рош а-шана мы празднуем в тишрее, и хотя с него начинается календарный цикл, «первым из месяцев» Тора называет нисан — месяц, когда мы вышли из Египта. Конечно, это не случайно: только свободный человек может совершать поступательное движение, застой — удел раба. Движение без цели, без духовного роста символизирует белка в колесе. Никто не желает такого ни себе, ни детям, ни близким, и Бог создал человека, чтобы он совершенствовал мир, а не топтался на месте.

Написано в Талмуде, что отец обязан научить сына трем вещам: Торе, ремеслу и плаванию… У этих трех вещей есть несколько уровней смысла. Тора обеспечивает духовное выживание, плавание — физическое, а человек должен иметь средства для жизни, для этого нужно ремесло. Можно понимать плавание и в переносном смысле — как плавание по морю жизни, где гарантией духовного и физического выживания являются соответственно Тора и ремесло.

Если учишь Тору, не гордись, не хвастай этим, а обучай других. Самое лучшее, когда человек имеет учеников. Наши мудрецы говорят: умный тот, кто способен учить.

Если человек не двигается вперед, он тем самым двигается назад, все больше отстает, потому что время не останавливается. Остановки в его движении вверх-вниз быть не может: только перестаешь подниматься — тут же начинаешь сползать. Традиция учит нас: то, что не развивается, — деградирует, научиться раз и навсегда, впрок, невозможно.

Размышлять надо не о том, как получить, а о том, как отдать. И, конечно, надо стремиться отдать самое лучшее.

Еврейская нравственная традиция требует от каждого, чтобы, вспомнив о ближнем, мы прежде всего спросили себя самого: «Чем я могу ему помочь?» Потому что горестям и бедам на земле несчесть числа.

Дружба с инвалидом — серьезный урок для каждого из нас. Урок, радость и испытание. Бог дал нам возможность выполнить важную мицву — стать полезными другому человеку, помочь ему в нелегкой ситуации. И — может быть, самое главное! — дать ему почувствовать, что его болезнь и увечье не отделяют его от окружающих, а, наоборот, делают ближе к людям, среди которых он так непросто живет.

Встречая человека, первое, о чем следует думать: чем я могу быть полезен. Если встречаются трое, то двое должны думать, как помочь третьему. Тогда будут и уважение, и величие. Достойно уважения и умение человека уступать. Мы живем, чтобы осознать: богатство человека не в силе и не в лидерстве, а в умении жить в гармонии.

Еврейская пословица гласит: «Человек раскрывается в гневе». Гнев же, как правило, не бывает праведным. Гневаясь, мы лишь подтверждаем собственную неправоту и несостоятельность.

Известная хасидская притча уподобляет человеческую жизнь пустому кувшину, который нужно наполнить камнями. Каждый человек получает определенное количество мелких камней и определенное количество крупных. Если он сначала будет набивать кувшин своей жизни каменной мелочью, а большие камни — главные дела — оставлять на потом, то они, в конце концов, просто не поместятся в кувшин. И наоборот: если начать с больших камней, то мелкие сами заполнят промежутки между ними. Мы не можем «увеличить кувшин»: невозможно добавить часы — в сутки и годы — в отведенный нам жизненный срок. Но мы можем и должны сделать наше время качественным — жить здесь  сейчас, со всей полнотой, получая удовольствие и давая его тем, кто нам дорог.

Наша жизнь очень коротка, мы не в состоянии понять весь сценарий мировой истории, из которой сами видим лишь крошечный эпизод. Но мы должны понимать, что в том эпизоде, где мы заняты, у каждого есть своя роль.

У Бога для каждого из нас свой план, своя партия во вселенском оркестре. Каждый важен, когда выполняет свое задание.

Человек является самим собой лишь тогда, когда честно смотрит на себя, а не на свое отражение в чужих глазах. Это мы называем «хешбон нефеш» — самоанализ, самоотчет. Наш долг как евреев — совершать «хешбон нефеш» регулярно. Лучше, конечно, каждый день. Но совершенно обязательно — как минимум дважды в год, на Рош а-Шана и Йом Кипур. И сейчас, в преддверии этих праздников, каждому из нас следует отдать себе предельно искренний отчет в том, как выполнены задания, которые Бог возложил именно на тебя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *