За душу берет

За душу берет

Фото из открытых источников

Джером Д. Сэлинджер (1 января 1919 г. – 27 января 2010 г.). Американский писатель, произведения которого впервые появились в печати во 2-й половине 1940-х годов.Сэлинджер вырос в Нью-Йорке, на Манхэттене, начал писать рассказы в средней школе. Первые сочинения были опубликованы еще до начала Второй мировой войны. Когда началась война, Сэлинджер добровольцем пошел на фронт. Его не брали по состоянию здоровья, но он добился своего. Уже будучи на фронте, он написал в своем дневнике: «Я чувствую, что нахожусь в нужное время в нужном месте, потому что здесь идет война за будущее всего человечества».

В 1951 году Сэлинджер издает роман воспитания «Над пропастью во ржи», который имел оглушительный успех и снискал любовь читателей во всем мире. За короткий срок были проданы беспрецедентные 60 миллионов копий и до сих пор ежегодно реализуется порядка 250 000 экземпляров этой книги.

После 1965 года писатель перестал публиковаться и вел затворнический образ жизни. Свое последнее интервью он дал в 1980 году. Советским читателям творчество Джерома Д. Сэлинджера открыла переводчица Рита Райт-Ковалева.

Вообще, если взять десять человек из тех, кто смотрит липовую картину и ревет в три ручья, так поручиться можно, что из них девять окажутся в душе самыми прожженными сволочами. Я вам серьезно говорю.

ЧАЩЕ ВСЕГО ТЫ САМ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ТЕБЕ ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОКА НЕ НАЧНЕШЬ РАССКАЗЫВАТЬ ПРО НЕИНТЕРЕСНОЕ.

В нашей передней свой, особенный запах, нигде так не пахнет. Сам не знаю чем – не то едой, не то духами, – НЕ РАЗОБРАТЬ, НО СРАЗУ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ТЫ ДОМА.

Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. СТЕРЕЧЬ РЕБЯТ НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ. ЗНАЮ, ЭТО ГЛУПОСТИ, НО ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧЕГО МНЕ ХОЧЕТСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Наверно, я дурак.

Я как начну врать, так часами не могу остановиться. Буквально часами.

И вообще, даже если ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь – РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ НА САМОМ ДЕЛЕ СПАСТИ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКУ, или ради того, чтобы стать знаменитым адвокатом, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнать!

НАСТАНЕТ ДЕНЬ, И ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ РЕШАТЬ, КУДА ИДТИ. И СРАЗУ НАДО ИДТИ ТУДА, КУДА ТЫ РЕШИЛ. НЕМЕДЛЕННО. Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе это нельзя.

НАВЕРНО, Я НЕ ВЫДЕРЖАЛ БЫ, ЕСЛИ БЫ ПРИШЛОСЬ ИДТИ НА ВОЙНУ. Вообще не страшно, если бы тебя просто отправили куда-нибудь и там убили, но ведь надо торчать в армии бог знает сколько времени. В этом все несчастье.

И на самом деле я был совсем не в настроении. А БЕЗ НАСТРОЕНИЯ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ.

Пропасть, в которую ты летишь, – ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. ЭТО БЫВАЕТ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ СВОЕЙ ЖИЗНИ СТАЛИ ИСКАТЬ ТО, ЧЕГО ИМ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ ИХ ПРИВЫЧНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти.

Кретины ненавидят, когда их называют кретинами.

Есть люди, которых нельзя обманывать, хоть они того и стоят.

ТЕЛО ЖЕНЩИНЫ – СКРИПКА… надо быть прекрасным музыкантом, чтобы заставить его звучать.

 

Если ты достаточно углубишься в занятия, ты получишь представление о возможностях твоего разума. Что ему показано, а что – нет. И через какое-то время ты поймешь, какой образ мысли тебе подходит, а какой – нет. И это поможет тебе не затрачивать много времени на то, чтобы прилаживать к себе какой-нибудь образ мышления, который тебе совершенно не годится, не идет тебе. ТЫ УЗНАЕШЬ СВОЮ ИСТИННУЮ МЕРУ И ПО НЕЙ БУДЕШЬ ПОДБИРАТЬ ОДЕЖДУ СВОЕМУ УМУ.

Я… машин не люблю. Понимаешь, мне неинтересно. Лучше бы я себе завел лошадь, черт побери. В ЛОШАДЯХ ХОТЬ ЕСТЬ ЧТО-ТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. С ЛОШАДЬЮ ХОТЬ ПОГОВОРИТЬ МОЖНО…

А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца – так сразу подумаешь: ХОРОШО БЫ, ЕСЛИ БЫ ЭТОТ ПИСАТЕЛЬ СТАЛ ТВОИМ ЛУЧШИМ ДРУГОМ И ЧТОБ С НИМ МОЖНО БЫЛО ПОГОВОРИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ, КОГДА ЗАХОЧЕТСЯ.

Вечно я говорю «очень приятно с вами познакомиться», когда мне ничуть не приятно. НО ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ, ПРИХОДИТСЯ ГОВОРИТЬ ВСЯКОЕ.

Я по глупости думал, что она довольно умная. Она ужасно много знала про театры, про пьесы, вообще про всякую литературу. Когда человек начинен такими знаниями, так не скоро сообразишь, глуп он или нет.

Бывают такие лысые, которые зачесывают волосы сбоку, чтобы прикрыть лысину. А Я БЫ ЛУЧШЕ ХОДИЛ ЛЫСЫЙ, ЧЕМ ТАК ПРИЧЕСЫВАТЬСЯ.

Лет им было под семьдесят, а то и больше. И все-таки ОНИ ПОЛУЧАЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЖИЗНИ, ХОТЬ ОДНОЙ НОГОЙ И СТОЯЛИ В МОГИЛЕ.

Не знаю, бывало с вами или нет, но УЖАСНО ТРУДНО СИДЕТЬ И ЖДАТЬ, пока человек, который о чем-то задумался, снова заговорит.

Иногда на нее и смотреть не хочется, видишь, что она дура дурой, но стоит ей сделать что-нибудь мило, я уже влюбляюсь. ОХ, ЭТИ ДЕВЧОНКИ, ЧЕРТ БЫ ИХ ПОДРАЛ. С УМА МОГУТ СВЕСТИ.

Но самое лучшее в музее было то, что там все оставалось на местах. Ничто не менялось. МЕНЯЛСЯ ТОЛЬКО ТЫ САМ. И не то чтобы ты сразу становился много старше. Дело не в этом. Но ты менялся, и все.

А ЛЮДИ ВСЕГДА ДУМАЮТ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ ТЕБЯ НАСКВОЗЬ. Мне-то наплевать, хотя тоска берет, когда тебя поучают – веди себя как взрослый. Иногда я веду себя так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не замечают.

Тоже сравнили! Хороша игра! Попадешь в ту партию, ГДЕ КЛАССНЫЕ ИГРОКИ, – ТОГДА ЛАДНО, КУДА НИ ШЛО, ТУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИГРА. А если попасть на другую сторону, где одни мазилы, – какая уж тут игра? Ни черта похожего. Никакой игры не выйдет.

Цитаты из произведения «Над пропастью во ржи»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *