Законная родная речь

Законная родная речь

Интересные законопроекты ждут доработки парламента ЕАО

Законодательное Собрание ЕАО готовится вновь начать работу после парламентских летних каникул. Уходя на отдых, депутаты приняли несколько законопроектов, обсуждение которых шло довольно бурно, а  над которыми работа продолжится или завершится в ближайшее время, в ходе новой парламентской сессии.

О наиболее заметных законопроектах минувшего периода деятельности Законодательного Собрания ЕАО корреспондент «Биробиджанской звезды» побеседовал с председателем парламентского комитета по правовой политике, законодательству и вопросам местного самоуправления Вячеславом Целищевым.

—        Вячеслав Геннадьевич, на мой взгляд, самым заметным областным законопроектом в 2017 году стал проект закона ЕАО о свободном выборе языка общения.  В Уставе Еврейской автономной области чётко обозначено: русский язык на территории ЕАО — государственный; для развития еврейского языка и языков других народов, проживающих на территории области, создаются условия. Зачем понадобился особый закон о свободном выборе языка общения?

—      Если процитировать Устав ЕАО, то прочтём точно: ч. 1 ст. 6 Устава ЕАО: русский язык на территории области в соответствии с Конституцией РФ имеет статус государственного языка. Согласно ч. 2, в области создаются условия для сохранения, изучения и развития языков еврейского народа и других народов, проживающих на территории области. Но есть ещё порядок использования языков народов, проживающих на территории области, о чём говорится в ч. 36 Устава ЕАО. Согласно ей, этот порядок определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации. Инициатором законопроекта выступил прокурор ЕАО Заурбек Джахонтов, который, видимо, свежим взглядом отметил, что «шапка» на ряде областных документов дана на двух языках — русском и идише, а формально это равноценное употребление не урегулировано, хотя никто на него и не посягает. Свой выбор родного языка и языка общения основное население Еврейской автономии давно сделало. К тому же мы — область России, а не республика по статусу. И в последнее время демографическая ситуация в регионе активно меняется за счёт переселенцев из республик СНГ. Всё это надо учитывать, чтобы не нарушить существующие комфортные для большинства населения языковые и культурные коммуникации. Думаю, коллеги с помощью экспертов в ситуации разберутся в течение новой парламентской сессии. Ведь документ пока принят только в первом чтении, а так же отправлен на доработку в рабочую группу

—        18 июня с.г. вступили в силу изменения, внесённые Госдумой в федеральное законодательство,  фактически приравнивающие массовые депутатские встречи с избирателями к митингам и демонстрациям. Вслед за этим соответствующие изменения должны быть внесены в законы ЕАО. В парламенте ЕАО шли бурные дискуссии, но изменения прошли первое чтение. Теперь предстоит принять закон окончательно. Для вас лично что-то изменилось в формате таких встреч?

—      Полемика по этому поводу везде была горячая, не только в ЕАО. Хотя, считаю, в нашей работе реально ничего не изменилось. Закон, подписанный президентом, ведь не связан с каким-либо ограничением прав граждан или депутатов. Он касается исключительно мер безопасности самих этих граждан в основном в крупных городах, о чём сразу говорили разработчики. Мировые СМИ доносят до нас немало информации о тер­актах, направленных против скоплений людей. У нас такого нет, но не надо и провоцировать ситуацию. Если у депутата возникла необходимость в многолюдной встрече в публичном месте, то нетрудно предупредить об этом местные власти, чтобы те обеспечили безопасность граждан.  Поэтому большинство моих коллег не увидели ничего плохого в том, что предложил федеральный законодатель.

Что касается возможностей депутатов услышать «глас народа». Встречи депутата с избирателями в помещениях, специально отведённых местах, а также на внутридворовых территориях, если они не создают помех жильцам домов, транспорту или функционированию  социальной структуры, могут проходить совершенно свободно. Депутат вправе предварительно проинформировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о встрече, но обязательно от него это не требуется.

— Может быть, выявились проблемы у кого-то из ваших коллег?

— После вступления федерального закона в силу мне неизвестны случаи жалоб моих коллег на какие-либо препятствия их деятельности. И вообще — мнение народа, проблемы широких слоёв населения узнаются не на митингах, а при непосредственном естественном общении с людьми. Бытовая ситуация, когда избиратель, знающий меня в лицо, обратится ко мне с вопросом или просьбой на городской или сельской улице, может дать депутату гораздо больше информации о социальной обстановке в регионе, чем горы бумажной отчётности или крики на митингах. А если к депутату не приходят избиратели,   то, значит, они немного видят от этого толку. Подобное доверие людей ещё заслужить надо.

—        А что лично вы считаете необходимым сделать в течение срока своих депутатских полномочий?

—      Коллеги прошлого созыва приняли областной закон о наказах депутатам, но самих наказов они формально в момент избрания не получали. Хотя, конечно, у каждого депутата были и определённые обещания относительно своей деятельности, и просьбы от избирателей различные поступали, потому моральная ответственность перед людьми есть у каждого. В 2016 году в ходе избирательной кампании наши избиратели уже высказывали свои наказы, их чётко сформулировали, пакет наказов пошёл на исполнение. Это не разовые, сиюминутные пожелания. Некоторые из наказов пошли на перспективу в различные областные программы социально-экономического развития области до 2020 года.

—        Вы — куратор федерального проекта  «Комфортная городская среда» от «Единой России». Расскажите о его перспективах. Это ограничится в основном происходящим сейчас благоустройством дворовых территорий и общественных пространств, созданием спортплощадок в нескольких населённых пунктах области или в России что-то будет кардинально меняться в самих подходах к градостроению, созданию социальной инфраструктуры? И как долго продлится реализация проекта «Комфортная среда»?

—      Проект рассчитан до 2020 года, и его необходимость сомнений не вызывает. Пока в ЕАО (и в других регионах страны) он реализуется только в административных центрах территорий и моногородах. У нас в области это Биробиджан и Теплоозёрск. Это первый этап. На следующем этапе в проект вовлекаются населённые пункты (сёла, посёлки) с численностью населения свыше 1000 человек. У нас 25 таких населённых пунктов. Муниципальные образования должны подготовить  для них свои программы развития и направить в управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства правительства области. Те их, после утверждения, передадут в Минстрой России. Минстрой все региональные данные обобщит и примет решение об объёмах и очерёдности финансирования территорий и конкретных объектов.

Как куратор этого партийного проекта в ЕАО утверждаю: без учёта общественного мнения и непосредственного участия активных жителей городов и посёлков эти действия не проходят. Всё стараемся проводить обязательно через органы территориального самоуправления (ТОСы) и общие собрания жильцов многоквартирных домов. И сразу выявляются некоторые неучтённые моменты. Так, в Биробиджане есть ряд домов со сквозными подъездами. Но их не учли при планировании ремонта, ограничившись работами у парадного (основного) входа. Жильцы обратили на это наше внимание. Также недавно видел, как идёт процесс сдачи одного нового жилого дома. Дом уже готов, но возле него нет детской игровой и спортивной площадки. Почему так? Вероятно, тут устарелое мышление и представление о достаточном комфорте жильцов наших домов. Так что, думаю, хорошее дело продолжится, и наверняка на новом уровне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =