Закрытый клуб

Бытие определяет сознание – эта известная фраза употребляется довольно часто. Однако постулат этот весьма спорный и на деле нередко получается как раз наоборот, когда именно сознание определяет бытие

И мы, следуя социальным стереотипам, ведем себя должным образом – после сорока не ходим в молодежные клубы, не интересуемся проблемами инвалидов, пока здоровы, не посещаем приходские больницы и школы, если не верим… Реальность – такая, какой мы ее себе представляем – становится нашей реальностью со множеством закрытых дверей.

Я не призываю вас изменить сознание, просто приглашаю посетить заведение, именуемое социальным, –  парикмахерскую, более 17 лет работающую при биробиджанском Доме ветеранов.  

Девять утра

Это не просто официальное время начала работы учреждения – это таки время начала работы. 

Пенсионеры, а  именно они составляют большинство посетителей парикмахерской, видимо, с получением пенсионного удостоверения усваивают нехитрые правила новой жизни: получению льготной услуги предшествует очередь. Поэтому за красотой, как за врачебной помощью, приходят пораньше. А значит, ровно в девять первые клиенты, оставляя менее расторопных претендентов в зале ожидания, уже восседают в креслах.  

Начинается стрижка. Поражает, что этап обсуждения новой прически  (по личному опыту замечу, в салоне на это уходит от пяти до пятнадцати минут) отсутствует. 

Позвякивают инструменты… Фоном – неспешные переговоры очереди… 

Закрадывается нелепая мысль о том, что всех здесь стригут одинаково. Но на стене прейскурант, вернее, два – один с льготными ценами, другой – для клиентов допенсионного возраста. В обоих указаны наименования более десятка стрижек – мужских и женских, причесок и укладок, включая свадебные. Интересно… На мой вопрос о скорости выбора стрижки получаю сначала недоуменный взгляд клиента, затем предметное объяснение парикмахера, хотя… первую фразу и мастер, и посетитель произносят почти синхронно: «я – меня, стригу — стригут, лет пять…». Становится ясно, что у постоянных членов этого социального клуба давно сложилось видение собственного образа. Эти люди уверены, точно знают, какая стрижка им к лицу. Смена стиля, погоня за новыми тенденциями – для них занятия, лишенные смысла. Образ, однажды найденный, становится для них единственно правильным на долгие годы. 

Работа парикмахера сродни работе врача, главный постулат – не навреди. Приходится помнить, что клиент не только всегда прав, но порой и весьма не молод, а значит, поводов для огорчения хватает и без испорченной прически.

10.40

Поток клиентов иссяк, мастера уверяют, что ненадолго. Перерывов в работе, как правило, здесь не бывает. Успеваю выяснить некоторые детали. 

Оказывается, отсутствие предварительной записи и наличие живой очереди – плюс заведения. За время ожидания одинокие посетители удовлетворяют потребность в общении. Неспешно обсужденные выросшие цены, конечно, не снизятся, но напряжение после разговоров «про жизнь» отпускает… 

Примерное соотношение посетителей по возрастным группам приблизительно три к одному. Каждый четвертый получатель услуги – не пенсионер. Это школьники,  учителя, служащие. Аргументы для выбора именно этой парикмахерской у каждого свои. Кого-то устраивает местоположение, недалеко от дома, для многих важным фактором становится стоимость, кому-то по душе атмосфера этого места. 

Выяснилось, что шик и гламур элитных салонов у многих «обычных» женщин ассоциируется с приездом Золушки на королевский бал. Таких простота интерьера заведения и контингент посетителей располагает и к задушевным беседам, и к частым визитам.

10.55

И снова щелканье ножниц, падающие волосы… Приветствие, обмен фразами о здоровье, рассказ о приезде внука на каникулы, о покупке новой мебели, благодарность за стрижку… И в кресле – новый клиент…

Время обеда

Пожалуй, это единственное заведение сферы услуг, не работающее в прайм-тайм.

14.05

Казалось бы, чем по прошествии четырех проведенных здесь часов может еще поразить это место? Реальность непредсказуема. В следующие несколько часов стрижки проходят под аккомпанемент. В смежном помещении началась репетиция хора Дома ветеранов. Стройное многоголосье поднимает настроение. Репертуар парикмахеры освоили. Чуть слышно подпевают. Очередь прекратила разговоры, отдавая дань искусству…

Между делом открывается еще одна непрофильная функция зала для стрижек – агитационная. Оказывается, что дорога в хор, ровно как и в творческие мастерские Дома ветеранов, для многих пенсионеров началась с визита к цирюльнику. Зашел подстричься и запел… так тоже бывает.

16.00

Все слишком благостно. Поток клиентов равномерный. Все довольны друг другом, атмосфера почти домашняя.

Тьфу, тьфу, тьфу и стук по рабочим столам… Сегодня просто хороший день. Иногда, бывает, что с утра может и не сложиться. «Мы, как и наши клиенты, всего лишь люди, – говорят парикмахеры, – и у нас бывают проблемы. Плохое настроение, недомогание, стараемся оставлять дома, но… Один неверный поворот руки, неправильный срез, одно неточное движение и… приходится исправлять ошибку». 

Но чаще истинной причиной неудовольствия клиента, по общему мнению работников парикмахерской, является все же не испорченная прическа, а накопившийся негатив. И когда исправить в стрижке нечего, можно, проявив человеческое понимание, дать посетителю возможность выговориться, ссылаясь на первое правило учреждения – клиент всегда прав. Правда жизни такова, что спустя несколько недель очень недовольный посетитель – вновь в кресле клиента…

17.00

Еще полчаса – и каждому входящему в дверь предложат перенести визит на завтра. 

В отсутствие  клиентов у меня несколько минут на раздумье, а не предложить ли  в качестве очередного себя? 

Мое  сознание борется с бытием, его определяющим, – становиться клиентом социального учреждения мне еще рановато. Для чистоты эксперимента рискнула… Признаюсь, что мое простое каре многим парикмахерам удавалось портить. Одни не учитывали структуру волос, другие плохо понимали мои объяснения по поводу длины. Утешение на  подобный случай: волосы – не руки, отрастут – предусмотрительно держу в голове. Да, видимо, день и правда хороший! Скандала не будет. Я вполне довольна и прической, и ценой на нее. Особое удовольствие доставляет факт победы над очередным стереотипом…

ВЕЧЕР

Парикмахеры Оксана и Ольга подстригли за рабочий день сорок три человека. Завтра опять их смена, и снова в течение восьми часов они будут выполнять привычную для себя работу – придавать форму, корректировать длину, дарить красоту всем желающим, без возрастных и прочих статусных ограничений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *