Записки пассажира

Записки пассажира

Фото автора

С 10 ноября прошлого года в Биробиджане открыто несколько новых автобусных маршрутов. А что изменилось?

Автор этих строк давно живет в Биробиджане, потому может сравнить: как раньше ходили автобусы и как ходят сегодня, удобно ли пассажирам.

Это было. Вспоминаем

Мэрия организовала движение городских автобусов по 34 новым маршрутам. Разговоры об их необходимости в связи с ростом городских кварталов шли не один год, и ждали дела.

Биробиджан в основном вытянулся вдоль Транссиба с северной своей стороны и с юга ограничен рекой Бирой. Его правобережье застроено обширно, но в общем не густо, и не равномерно. И все автобусы, идущие «на второй», двигались от автовокзала по малонаселённым улицам Калинина и Димитрова, а затем через Биру на правый берег по старому мосту.

И садились пассажиры в эти автобусы в основном на двух остановках: «Автовокзале» и «Радуге». Причём чтобы попасть на «Радугу», пассажирам автобусов, идущих по улицам Пионерской и Шолом-Алейхема, требовалась пересадка. А это, во-первых, не совсем рядом, во-вторых, покупай, пассажир, новый билет за 20 рублей. Удобно? Конечно, нет. К тому же накладно, если ехать с пересадками регулярно, скажем, на работу и с работы, в школу — из школы…

По новой схеме движения часть автобусов первого, третьего, седьмого, двадцатого маршрутов рулит не только к автовокзалу, но и в сравнительно густонаселенные районы города. Да, на правый берег та же «тройка» по-прежнему проходит через остановку «Радуга». Однако часть автобусов первого и третьего маршрутов возвращается с конечных остановок на левобережье через старый мост к остановке «23-й лицей» и следует далее по улице Пионерской на улицы Бумагина и 40 лет Победы.

Новые маршруты прошли по проспекту 60-летия СССР, где появились автобусные остановки «Энергосбыт», «Телеграф». Две дополнительные остановки оборудованы на улице Невской. Теперь сюда сворачивают несколько автобусных маршрутов — от торгового центра «Великан».

Можно назвать и другие новые маршруты, которые сегодня осваивают выигравшие конкурс муниципальная транспортная компания и частные автобусы.

 

Понемногу привыкаем

Сегодня ситуация с новыми маршрутами автобусов для горожан уже не загадка, какая была 10 ноября прошлого года. Тогда пассажиры часто спрашивали кондукторов:

— Куда идёт автобус? – Почему он не поворачивает на Шолом-Алейхема? – Останавливается ли на «Старой площади»? – Как мне доехать до вокзала? – Я не на тот автобус села. Где мне выйти?

Путаница происходила потому, что мэрия буквально в один день поменяла схемы движения автотранспорта на 34-х городских маршрутах и одновременно изменила номера маршрутов. Пойди разберись, когда на улице темень, и запомни: какой автобус и куда идёт.

К примеру, на остановке «Шахматный клуб» (со стороны клуба) перед началом рабочего дня всегда имеются пассажиры, желающие уехать в центральную часть города. За какие-нибудь 20 – 25 минут через остановку следует более десятка машин, нередко растянутой колонной. Сам два раза садился в автобусы 30-го и 31-го маршрутов. Раньше их не было. И увозили меня транспортники к остановке «Энергосбыт» вместо «Старая площадь». В ту сторону, но не туда, куда мне нужно и привычно. К месту работы в историческом центре города приходилось добираться хорошо проверенным 101 автобусом, но который ходит пореже. А значит, на остановке нужно померзнуть…

Транспортники скажут: мол, на каждом автобусе кроме номера маршрута сегодня имеется табличка с указанием остановок. Да, имеются таблички. Однако, на мой взгляд, человеку иногороднему не всё будет из них понятно. А когда автобус облепляет толпа потенциальных пассажиров в час пик, или автобусы устраивает «гонку за пассажирами», или просто вечером уже темно — не особо почитаешь…

 

Главный вопрос

У пассажира он всегда один: куда все-таки и через какие конкретные остановки следует пассажирский транспорт? К примеру, на табличках автобусов ряда маршрутов обозначены всего четыре остановки. Но реально-то их гораздо больше. Автобус 2А идёт, считай, через весь город. Однако на ветровом стекле машины закреплена бумажная табличка, на которой опять-таки значатся всего четыре остановки. А на аналогичной табличке со стороны входа пассажиров в салон указано всего… три остановки. И человек в ожидании автобуса (а приезжих в областном центре всегда немало) вынужден заглядывать в открытую дверь салона машины и спрашивать кондуктора: «А возле рынка автобус останавливается?»

«Хозяйка салона» успевает сказать «да» или «нет». И двери закрываются, если ответ отрицательный.

Что делать? За опытом далеко ходить не надо. Часть автобусов МУП «Транспортная компания» оборудована «говорящей» техникой, чего не скажешь о частных перевозчиках ООО «Автотранс». Видел табличку на автобусе маршрута 1А. На ней записаны шесть остановок при движении машины по городу в одну сторону и столько же — в обратную. Компактно и понятно.

В этой связи мне иногда вспоминается ночной Будапешт, железнодорожный вокзал. Кого спросить в незнакомом городе, не зная венгерского языка, как доехать до станции Балатон Цеплак, где на берегу озера располагался международный дом отдыха журналистов? А ведь доехал, взглянув на схему маршрута следования поезда.

Хороший пример – наше московское и петербургское метро. Для пассажира всегда доступна схема метрополитена — на станции, в вагоне или купи себе пластиковую карту со схемой и положи в карман. И каждая остановка подтверждается голосом.

Несложно? Давно знакомо? Так почему бы всем биробиджанским перевозчикам пассажиров не перенять такой опыт? Мы ж все-таки в областном центре живем. С постройки селения у станции Тихонькая больше 100 лет прошло, а сервис — дремучая провинция.

 

Что об этом думать?

Говорить об экономической эффективности изменённой схемы движения автобусов, наверное, пока рано: не прошел даже квартал, чтобы можно было сравнить показатели работы транспортников до и после новшества. Тем не менее решил узнать мнение Ирины Алёшичевой, директора МУП «Транспортная компания».

— Пассажиропоток в городе с 10 ноября никоим образом не изменился. Там, где работает «Транспортная компания», в этом плане всё без перемен. Как мы работали на закреплённых за нами маршрутах, так и работаем. Муниципальное предприятие по-прежнему убыточно, — рассказывает Ирина Алёшичева. — Оно во многом выполняет социальную функцию, обслуживая неприбыльные маршруты, перевозя там людей. Если считать выручку с начала работы нашей компании, то она увеличилась. Но денег всё равно не хватает. Если в прошлом году нам определили дотацию в десять миллионов рублей, то в этом – восемь. Средств заложили меньше не потому, что у нас увеличилась выручка, а потому, что в бюджете города средств недостаточно.

Посмотрите, что происходит у наших соседей. В Комсомольске-на-Амуре закрылось, обанкротившись, муниципальное транспортное предприятие. В Хабаровске нет муниципального предприятия, есть объединение. В нём троллейбусы, трамвайное депо и автобусы.

У нас все понимают, что муниципальное автотранспортное пассажирское предприятие в Биробиджане необходимо. Это в том числе и стратегический объект. Никто не против. Но больно видеть закрывающиеся предприятия. Мы же знаем, во что они превращаются. Уже сколько лет стоит пустым трёхэтажное административное здание ПАТП и просто разрушается…

Много было сказано о новой маршрутной сети. Народ в основном ожидал основательных перемен: хочется же, чтобы новое всегда было лучше старого, — возвращается к разговору о новых маршрутах Ирина Алёшичева. – Люди звонили и спрашивали, почему на шестом маршруте (он идёт на посёлок Партизанский) не добавили второй автобус, чтобы сократить интервал движения. Пришлось отвечать, что пассажиров и на один автобус мало. А второй – только увеличит убытки предприятия. Потому оставили все, как было.

Водители МУП очень хотят, чтобы все «автобусники», в том числе частники, строго соблюдали график движения транспорта. А за допущенные нарушения отвечали бы и морально, и материально. Все ратуют за порядок — порядка лишь не хватает на всех.

Ирина Алёшичева говорит, что график движения автобусов нередко нарушается, поскольку автобусы старые и ломаются. Транспортная компания взяла эти автобусы в аренду у пассажирского автопредприятия, которое проходит процедуру банкротства. А новой обещанной мэрией в прошлом году техники (девяти машин), с которой компания видит свое будущее, здесь пока не получили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *