Затраченные на госпрограмму деньги окупятся

Затраченные на госпрограмму  деньги окупятся

Олега Котова

В Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока подвели итоги работы за год

В предыдущем номере наша газета сообщила, что министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель Президента в ДФО Виктор Ишаев подвел итоги работы за год. 21 мая 2012 года он Указом Президента России был назначен министром вновь созданного Минвостокразвития. Предлагаем читателям некоторые подробности встречи Виктора Ишаева с представителями ведущих СМИ Дальнего Востока.

По словам Виктора Ишаева, министерство, штат которого 253 человека (он не весь заполнен), в основном сформировано. Часть министерства — в Москве, часть — на Дальнем Востоке. Основная задача министерства — разработка государственных и федеральных целевых программ и координация деятельности по их осуществлению. Вторая задача — управление имущественным комплексом на Дальнем Востоке и третья — контроль над тем, как органы госвласти субъектов РФ осуществляют полномочия, переданные им Российской Федерацией. Эти три составляющие и были доминирующими в работе министерства в прошлом и этом году.

Виктор Ишаев подробно рассказал о главном — госпрограмме развития Дальнего Востока до 2025 года.

— Основная работа развернулась тогда, когда министерству было поручено разработать программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Была создана мощная рабочая группа. Она действовала не на пустом месте: программами развития Дальнего Востока мы занимались постоянно. И конечно, ее насыщение конкретными делами — это работа субъектов. Мы сразу почувствовали их желание включить в программу вся и все, но понимали, что ограничены ресурсами. Поступили так: взяли все указы Президента в части развития Дальнего Востока, решения Правительства, основные моменты послания Президента Федеральному Собранию и просчитали. Как раз получилась та сумма федеральных денег — 3,8 триллиона рублей — до 2025 года, что и заложено в программе, — сказал министр.

Журналистов проинформировали, что в первую очередь планируется коренным образом изменить транспортную и энергетическую инфраструктуру Дальнего Востока. Среди первоочередных проектов — вторая линия БАМа, модернизация Транссиба. Общая стоимость госпрограммы на срок до 2025 года оценивается более чем в 10 трлн рублей.

Согласно программе, экономика Дальнего Востока должна развиваться более ускоренными темпами, чем в среднем по России. В результате в копилку экономики страны до 2025 года дополнительно за счет ВВП региона будет внесено около 20 триллионов рублей.

— Мы посчитали, что если нам удастся использовать 3,8 триллиона рублей, то дополнительно к 2025 году дадим минимум пять триллионов рублей в бюджет. А вообще-то, сумма складывается большая, но мы взяли минимальную. То есть деньги окупаются плюс дадут эффект.

Нам нужно понимать, что максимальный доход будет за 2025 годом, поскольку если мы внесли в проект финансовые ресурсы, он начал работать, окупил затраты, то дальше проект приносит чистую прибыль, — назвал цифры и факты министр.

О решении демографической проблемы он сказал:

— Мы посмотрели, что и прирост населения по программе получается достаточно приличный. Будет создано около 200 тысяч дополнительных рабочих мест. Плюс как мультипликатор — рост еще порядка 500 тысяч рабочих мест. А всего численность населения макрорегиона (Дальневосточный, Забайкальский) должна увеличиться на 1,1 млн человек.

Финансовую составляющую госпрограммы министр разделил на два блока:

— Понятно, что государство не может полностью финансировать госпрограмму, десятки государственных программ приняты правительством с бюджетным дефицитом. Нет ни одной программы, которая была бы заложена в бюджет на сто процентов. Но в стране нет и бюджета до 2025 года. Бюджет составляется и принимается максимум на три года, — пояснил ситуацию В.Ишаев.

Он сказал, что часть средств для реализации госпрограммы развития Дальнего Востока до 2025 года уже имеется. В настоящее время в рамках госпрограммы Министерство готовит проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Она состоит из двух подпрограмм — Дальний Восток и Забайкалье. Туда входит и Байкальский регион плюс федеральная целевая программа «Курилы» и плюс 12 подпрограмм, где заложены использование ресурсного блока, создание экономических условий, в том числе, кадры, наука и все остальное.

— Возьмем только федеральные целевые программы — Дальний Восток и Байкальский регион плюс Курилы. Для программы ДВ и Забайкалья предусмотрено 63 млрд рублей, на развитие Курильских островов и Сахалинской области — 5,2 млрд рублей. То есть речь идет уже о 70 миллиардах рублей. Если говорить о тех еще 50 млрд дополнительно, которые уже «лежат» на развитие энергетики, то у нас в активе достаточно серьезные суммы — 120 млрд рублей. То есть деньги имеются и можно их реализовывать. Если даже по скромному: 120 млрд умножить на 12 (лет — авт.), то получается около полутора триллионов рублей. Не — 3,8, а — 1,5. И мы полагаем, что это вполне реальная сумма. Еще 560 млрд рублей выделят в течение пяти лет на развитие Транссиба и строительства БАМ-2. То есть почти половина денег из 3,8 трлн, планируемых государством, уже просматривается. Вторую часть денег как любого дефицитного бюджета надо привлекать. Это «заставляет нас работать», — продолжил Виктор Ишаев.

— Никто же не говорит, что можно получить все деньги на развитие территории только из бюджета. Дабы приходили деньги со стороны — нужно создавать условия. Поэтому мы предлагали принять и программу, и закон развития Дальнего Востока. В законе должны быть предусмотрены льготы, преференции. Но закона нет. Его поручили разрабатывать Минэкономразвития. Мы там соучастники и внесли со своей стороны много предложений, причем достаточно серьезных, — сказал Виктор Ишаев.

Продолжая тему о второй части денег для госпрограммы, он уточнил:

— Пока в Минэкономразвития мы не встречаем понимания. Мы там сказали о налоговых льготах, преференциях, снятии административных барьеров, создании особых экономических зон. (У нас сегодня адрес на готовое построенное здание предприятия по нормативу положено получить в течение месяца. Это положение для закона о коррупционной направленности. Кто хочет раньше получить адрес — заплати, получай на второй день. Как можно было принимать закон, по которому адрес на готовое предприятие нужно получать месяц?)

Виктор Ишаев назвал и другую проблему, которую надо решать, — с таможенными пошлинами.

— Ну как так получается? Мы кругом и всем предпринимателям говорим: занимайтесь переработкой древесины, не гоните «кругляк». Однако от продажи за рубеж необработанной древесины предприниматель имеет доход около 30 процентов, а от продажи обработанной — всего 15. Ну как при таком экономическом курьезе убедить взрослого человека заниматься всерьез переработкой древесины? Мы должны «открыть границу», чтобы иметь возможность завезти в страну современное высокопроизводительное оборудование. Вопросы, конечно, сложные, но мы будем участвовать, настаивать на внесении в законы изменений по налогам на прибыль, землю, имущество, добычу полезных ископаемых и другим, — обозначил свою позицию министр.

— Конечно, ряд проблем для привлечения инвестиций (второй части денег) должен быть решен субъектами Федерации. В первую очередь, необходимо убрать все административные барьеры, установить совершенно иные нормативы на рассмотрение административных документов. У нас отвод земли длится годами!.. И мы видим, что при этом соответствующие структуры занимаются просто вымогательством.

По мнению Виктора Ишаева, в экономическом развитии Дальнего Востока необходимо ориентироваться на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Тогда мы будем обречены на развитие. В этой связи он проинформировал журналистов о том, что делается для расширения пропускной способности железной дороги, договоренности с железнодорожниками о строительстве БАМ-2. Не все проблемы сегодня решены. К примеру, необходима модернизация Транссиба для увеличения тех же объемов контейнерных перевозок.

— На дороге в этом плане «валяются» в год 15-20 млрд долларов США. Надо их просто поднять, — образно сказал Виктор Ишаев. — Надо обязательно строить дорогу и мост на Сахалин, поскольку там незамерзающий порт. Нам надо обязательно строить Транскорейскую магистраль, дабы из Пусана взять грузы и направить их в Европу, или они уйдут через Китай, через другие территории. Тогда мы останемся без работы и доходов…

Полпред и министр Минвостокразвития привел и другие примеры решения проблем в развитии территорий Дальнего Востока. Он ответил на вопросы журналистов.

Автор этих строк задал вопрос о строительстве в области шести детских садов. Они были в проекте госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, но исключены из проекта. Почему?

Виктор Ишаев ответил, что мероприятия, которые запланированы в госпрограмме, потребуют 3,8 трлн рублей. Увеличивать эту сумму проблематично.

— Программу — ужимали, нас — ужимали. Сейчас мы работаем над тем, чтобы в ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» эти социальные объекты остались. Потом мы настаиваем на том, что есть еще отраслевые программы — Минздрава, Минобрнауки, других министерств. Мы говорим, чтобы они не забывали о Дальнем Востоке. Проблема остается, она достаточно сложная. Мы будем работать над тем, чтобы она решалась, — ответил Виктор Ишаев и продолжил:

— Госпрограмма — это «живая материя», в общем-то она корректируется. Ну а подход такой, что государство должно вложить деньги в развитие инфраструктуры, бизнес — в средства производства, а социальные объекты в основном должны быть построены на средства территорий. Для этого они должны иметь соответствующие доходы. В четверг (23 мая — авт.) у нас запланирована поездка в вашу область. Мы будем на строительстве Кимкано-Сутарского ГОКа, будем смотреть строительство мостового перехода через Амур. Я думаю, что этот проект, который мы продвинем по области, даст достаточно серьезную сумму доходов и увеличит возможности области.

 

Безусловно, федеральные органы власти должны помогать в решении социальных проблем, но сказать, что завтра мы сможем все (садики — авт.) включить в программу, я не могу. Территории настаивали, чтобы программу расширили, а с другой стороны — настаивали, чтобы ее сузили. И многие вещи даже в Послании, на совещаниях Президент называл для программы так: «Дорога Хабаровск-Владивосток с ответвлением на Находку, дорога Чита-Хабаровск, дорога Колыма, БАМ-2, Транссиб»… Я старался, чтобы он назвал и дороги на Сахалин, и Транскорейскую, но… вычеркнули, это названо не было. Мы стараемся и знаем эти проблемы, поверьте, достаточно хорошо. Будем вместе с вами работать над их решением, — ответил на вопрос журналиста Виктор Ишаев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *