Земля к жилью пригодна…

Земля к жилью пригодна…

Ефима Вепринского

За всю историю освоения территории сегодняшней ЕАО на ней было основано около 250 населенных пунктов

Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО 11 февраля с.г. опубликован обновленный реестр населенных пунктов автономии по состоянию на 1 января 2011 года. Последний раз такие сведения были обнародованы 10 лет назад. По большому счету, каких-то заметных изменений в перечне городов, поселков, сел, железнодорожных станций, разъездов не произошло. В прежнем списке не было сел Помпеевки и Союзного. Сейчас они включены в реестр – старейшие поселки Среднего Амура, обезлюдевшие в период бесславного «укрупнения» колхозно-совхозных хозяйств, кажется, вновь возрождаются. Теперь вместе с ними в реестре поселений ЕАО – 112 административно-территориальных единиц. А как выглядит динамика развития этих самых «единиц» с момента заселения Среднего Амура (будущая ЕАО) подданными бывшей Российской империи? На наш взгляд, здесь немало интересного.

Первым русским поселением на просторах нынешней автономной области стали два казачьих поста: один — Хинганский — при впадении в Амур реки Хинган, другой — Усть-Сунгарийский — напротив устья реки Сунгари, впадающей в Амур с маньчжурского берега. Это произошло в 1856 году. Через год на месте Хинганского поста была основана казачья станица Пашково (ныне село Пашково), а в 1858 году Усть-Сунгарийский пост был за ненадобностью закрыт – неподалеку от него была основана станица Кукелевская.

Стоит, однако, сделать вот какое уточнение. Не скажешь, что до прихода русских Средний Амур в пределах сегодняшней ЕАО был безлюден. По самому Амуру, а также некоторым его притокам, в частности Тунгуске, Бире, Биджану, находились редкие стойбища гольдов (нанайцев), тунгусов, а также дючеров, натков, дауров. Было несколько наслегов (стойбищ) бродячих, как их называли тогда, якутов. Сколько было всего аборигенов, трудно сказать. По данным русских исследователей коренных народностей Приамурья, на начало 20-го века вся численность аборигенов не превышала нескольких сотен человек. Писатель С.Максимов, совершивший в 1862 г. по Амуру поездку от станицы Пашковой до Хабаровки, описывает всего одну встречу с гольдом – недалеко от станицы Михайло-Семеновской (сейчас с.Ленинское). По данным переписи 1926 года, на территории Некрасовской волости (позже – Смидовичский р-н) было зарегистрировано семь стойбищ аборигенов. В других местностях их то ли не было вовсе, то ли временно, в сезон зимней охоты, проживали по нескольку семей тех же гольдов. В итоговой таблице переписи они не значатся.

В 24 казачьих станицах, хуторах, поселках до начала строительства Восточного участка Амурской железной дороги (1911 г.) казачье население достигло 16 тысяч человек. Плюс к нему – две с лишним тысячи корейцев села Благословенное и выселок из него в виде одиночных хуторских хозяйств. К 1914 году, когда было завершено строительство магистрали от Облучья до Покровки на левом берегу Амура (напротив Хабаровска), возникли более 30 узловых и промежуточных станций, полустанков, разъездов. Численность населения практически удвоилась и к 1928 году – на момент прибытия первых эшелонов с евреями-переселенцами – составляла 32 тысячи человек. На карте области появились национальные поселения – Икор, Найфельд, Валдгейм, Бирофельд… Происходило, так сказать, перераспределение административно-территориальных единиц: «отмирали» одни поселения, возникали новые. Если в целом, то за всю историю заселения Среднего Амура с 1857 года и до сегодняшнего дня общий список поселений составил более 240. Таким образом, ушли в небытие 130 «единиц» — приисков по добыче золота, несколько казачьих станиц, маленьких рыбацких и лесозаготовительных поселков, колхозно-совхозных сел, к примеру, Ивановка, Красный Яр, Марьино и другие. В это число (130) не вошли путейские казармы на железной дороге (их было более 50), охотничьи станы, пасеки, фаланги (были и такие «единицы»)…

Интересен и процесс присваивания названий населенным пунктам. К примеру, все 18 первых казачьих станиц по Среднему Амуру, поставленных в 1858 году, лично назвал Н.Н. Муравьев-Амурский. И позже новые казачьи поселения получали названия по указанию из штаба Амурского войска. Исключение составляли выселки из станиц, которые именовались уже самими казаками, как правило, по собственным фамилиям. К ним можно отнести поселения Козулиху, Молчаниху, Башурово, Мориловчиху, Тихонькую (будущий Биробиджан).

Названия нескольким железнодорожным станциям еще до начала строительства в 1906 году Восточного участка магистрали дал генерал-губернатор Приамурья П.Ф. Унтербергер. Так появились станции Сололи, Ин, Икура, Кимкан, Лагар-Аул. Была на карте, выполненной губернатором, и будущая станция Торокилан. Однако это название почему-то не прижилось, а вместо него станцию назвали Снарском. Следует обратить внимание на то, что многие железнодорожные станции получили названия от топонимов местных аборигенов: кроме названных выше, это Трек, Кирга, Оль, Ольгохта, Урми, что свидетельствует об уважении просвещенного генерал-губернатора и его приближенных к малым народам Приамурья.

Такова вкратце история начала и развития административно-территориального устройства нынешней автономной области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *