Женский взгляд

Женский взгляд

Кино не бывает и не должно быть мужским или женским. Такая «привязка» к полу только оскорбляет художника и обесценивает посыл.

Женщин-режиссеров в России мало, женщин-режиссеров, которых можно называть режиссерами без указания на принадлежность к прекрасной половине человечества, еще меньше. Мужчины сбиваются в стаи, организуют движение «новой драмы» или отстаивают стандарты классики, говорят о «новой волне» или защищают «папино кино». Женщины не вписываются ни в какую из предложенных концепций, не вмешиваются в раздел власти над сердцами зрителей и кошельками продюсеров, а просто снимают кино. Строят свои авторские миры. Прекрасные, непостижимые, разные.

Самый многогранный фильм «Вероника не придет» Элины Суни

Вероника – главный редактор популярной московской газеты. Яркая, красивая, ироничная, острая, отчаянная. Женщина, которая причиняет боль и любимым, и нелюбимым, и себе. Ее можно не понимать, над ней можно смеяться, но не быть захваченным вихрем этой энергетики очень сложно. О фильме «Вероника не придет» было уже столько сказано – и все равно мало. Его можно или любить без памяти и безоговорочно верить происходящему на экране, цитировать наизусть стихи, что звучат за кадром, или с той же силой отрицать с единственным аргументом «так не бывает!» С одним только нельзя не согласиться: эта картина – совершенно особенная для нынешнего русского кинематографа, в котором так редко говорят со зрителем на хорошем русском языке. Элина Суни не просто прекрасно говорит. Ей есть что сказать. А это самое главное.

Самый причудливый фильм «Богиня: Как я полюбила» Ренаты Литвиновой 

Это картина Ренаты Литвиновой про  Ренату Литвинову и другую реальность в ней и вокруг нее. Сценарий, режиссура, главная роль – все собственноручно. Но на то ведь она и самая загадочная, и самобытная женщина отечественного кинематографа… Говорить о сюжете фильма бессмысленно, ибо главное в нем — изысканная форма, монологи и интонации, потрясающие интонации, наполняющие самые простые, обыденные фразы каким-то новым смыслом. «Богиня» — личный дневник, фильм-фантасмагория, отражение причудливых миров, существующих в сознании Ренаты Муратовны. Смотреть это с удовольствием могут только те, кого актриса (а прежде всего – сценарист) восхищает, смотреть – и просто любоваться ее существованием на экране, и не стараться отыскать в абсурдном и чудесном мире причинно-следственные связи.

Самый легкий фильм «Плюс один» Оксаны Бычковой

Главная героиня – профессорская внучка Маша с хмурым лицом, сжатыми губами и почти совершенным английским. Маше немного за тридцать, у нее нет ни друзей, ни любви, ни, собственно, настоящей жизни. Но однажды на пороге серого московского здания появляется большой фантазер и талантливый кукольник, приехавший в Россию учить людей открывать себя и ищущий переводчика… Это картина о том, как каждый из нас может обрести счастье, нужно только вовремя распахнуть дверь – и в прямом смысле, и в метафорическом. Добрый, теплый, искренний фильм Оксаны Бычковой, который смотришь улыбаясь, а потом очень хочется повторить маршруты героев и также бежать по мосту под дождем, и чувствовать эйфорию.

Самый эстетский фильм «Настройщик» Киры Муратовой

С первого взгляда может показаться, что это фильм о настройщике роялей, несчастном молодом человеке по имени Андрюша. На самом же деле главный интерес для режиссера представляют три дамы, которые его окружают, безупречно сыгранные Ренатой Литвиновой, Аллой Демидовой и Ниной Руслановой. Уже актерский состав свидетельствует о том, что картина просто не может быть проходной. Прибавим к этому классическую «киромуратовскую» мелодику диалогов, иронический взгляд на мир, чеховские мотивы и способность интуитивно наполнять мир множеством удивительных деталей. Получаем классический рецепт кино от главной женщины-режиссера нашего времени. Да, звучит пафосно, Кира Георгиевна бы этого не одобрила. Но, как заметил один литературный герой, «правду говорить легко и приятно».

Джентльмены  утверждают, что режиссер – не женская профессия. А леди легко и непринужденно доказывают, что умеют делать кино, которое хочется смотреть и пересматривать. Нельзя только не обратить внимание на то, что все героини, кроме великой, без преувеличения, Киры Георгиевны, увы, сняли пока только по два-три фильма. И, конечно, не потому, что больше нечего поведать миру. Просто кино – не роман, для написания которого требуется только шариковая ручка и лист бумаги… Жаль, что в современном русском кинематографе умение рассказывать истории невостребованно, авторский взгляд на мир заменяется «зрительскими» фильмами, что сняты словно под копирку, а продюсеры целятся не в сердце, а в карман.

«История рассудит нас…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *