Живая память старых кинолент

В преддверии Дня Победы самое время посмотреть или пересмотреть хороший классический фильм о войне. Еще лучше – приобщить к просмотру подрастающее поколение подходящего возраста

Теме Великой Отечественной войны посвящено множество кинолент российского и советского производста. Но все мы с детства знаем, что советские фильмы про войну самые точные, самые чувственные, самые настоящие, наполненные искренностью, пропитанные ароматами полевой кухни и глубинных деревень.

Основной акцент военных кинолент делался, как правило, на позитивных качествах солдат, их героизме, самоотверженности, на том, что на войну отправлялись совершенно обычные парни, которые тоже любили, шутили и хотели нормальной человеческой жизни, но у них не было выбора, они должны были защищать свою семью и страну. Их подбадривали строевые песни, боевые сто грамм и удивительные женщины, ждавшие отцов и сыновей, мужей и братьев дома либо идущие по полю боя плечом к плечу с мужчинами.

«В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Звезда», «Живые и мертвые», «Горячий снег», «Сын полка», «Жди меня», «Отец солдата» – на этих кинокартинах выросло и вырастет еще не одно поколение, поскольку каждый из этих фильмов – настоящий урок мужества, совести и доблести.

Одним из лучших фильмов о войне была и остается 12-серийная кинолента «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семенова, вышедшая на экраны в черно-белом варианте в августе 1973 года. В 2009 году появилась цветная версия фильма  – зрители приняли ее по-разному, а вот детям для знакомства со Штирлицем она, возможно, подойдет лучше оригинальной.

Пожалуй, лучшее кино о боях под Сталинградом – «Они сражались за Родину», снятое режиссером Сергеем Бондарчуком в 1975 году. Нельзя не вспомнить и классический фильм 1972 года об истории девушек-зенитчиц – «А зори здесь тихие» режиссера Станислава Ростоцкого. Или –  «Судьба человека» 1959 года о страшных испытаниях, выпавших на долю русского солдата, вопреки всему выжившему и сохранившему способность любить.

Особую категорию фильмов о войне составляют картины не столько о боевых действиях, сколько о любви, верности, дружбе, о нравственных испытаниях, вынести которые с честью в сложных военных условиях не так-то просто. Среди них, к примеру, поистине народный – «В бой идут одни «старики», снятый Леонидом Быковым в 1973 году. В нем нет стремительного военного действия с массой взрывов, это  просто  рассказ о буднях летчиков-истребителей «поющей» эскадрильи, всеми любимых Маэстро, Ромео, Кузнечика, Смуглянки и Макарыча, совсем еще мальчишек, успевших испытать жар боев, радость первой победы, горечь смерти друзей. Всего один вопрос: «Кто?». И всего один ответ: «Смуглянка». Но в этом коротком диалоге ощущается море горьких чувств, которые они испытали от потери молодого друга. Еще тяжелее была гибель Ромео. Вся эскадрилья радовалась и завидовала любви Ромео и Маши (в исполнении молодой Евгении Симоновой). Предчувствуя свою судьбу, Ромео просит разрешения жениться и получает его. В следующем же бою он получает серьезное ранение, но, превозмогая боль, сажает самолет и умирает на руках своих друзей. Никто из них не решается сказать о случившемся Маше, и командир дает это нелегкое поручение самому надежному и самому тактичному – механику Макарычу. Возможно, что и другие молодые летчики не доживут до Победы, а уйдут «…не долюбив, не докурив последней папиросы…».

Еще один вариант известной кинокартины не совсем о войне, а о людях военного времени – «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, снятый в 1957 году по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». «Летят журавли», без всякого сомнения, – выдающееся полотно, красивое и глубокое по смыслу, трогающее глубочайшие струны зрительской души. Несмотря на внешнюю простоту сюжета фильма, он является глубоким по своему смысловому содержанию. История влюбленных, Бориса и Вероники, судьбы которых сломала война, встречается во многих кинопроизведениях. Однако в фильме «Летят журавли» эта тема звучит особенно пронзительно.

Любовь, измена, надежда, страдание и искупление… В фильме нет гнетущего драматизма, который указывал бы на душевные терзания героев, актеры не демонстрируют каких-либо неимоверных страданий, искажая лица гримасами боли. Но по одному их виду понятно, что они чувствуют и что думают. Чего стоят одни лишь глаза Вероники в исполнении актрисы Татьяны Самойловой – в финальной сцене на вокзале она не заламывает руки и не воет от горя, но глубина ее отчаяния открывается во всей полноте.

«Летят журавли» – это фильм о разрушенных мечтах и судьбах, и в то же время о надежде, ведь снова «журавлики-кораблики летят под небесами».

Одним из самых человечных фильмов о войне является «Отец солдата», снятый в 1964 году режиссером Резо Чхеидзе. О чем он? О тысячах отцов, которые вынуждены были безуспешно дожидаться сыновей, о преданной и безграничной любви родителей к своим детям. Собирательным образом отца стал старый крестьянин-виноградарь из Грузии Георгий Махарашвили, на примере судьбы которого показана еще и противоестественность войны для простого человека, труженика, всю жизнь работающего на земле.

По сюжету Георгий  едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале. Но опаздывает – сына к тому времени уже выписали и он снова ушел на фронт. Однако отец уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с Советской армией проходит весь ее путь – путь до Берлина, до Победы над фашизмом. В фильме много ключевых, наполненных символами и глубокими смыслами сцен, маленьких, но очень важных деталей, отражающих менталитет старика, даже на войне оставшегося человеком. Одна из них, к примеру, – путешествие героя на повозке от станции до госпиталя. Поначалу попутчики встретили его сдержанно, места в повозке мало, а у этого грузина еще и несколько мешков. За плату возница все-таки согласился провезти лишнего пассажира. Но все меняется, когда попутчики узнают, что старик едет к сыну в госпиталь. Он становится своим, с которого, конечно, нельзя взять за проезд, а, наоборот, нужно помочь, кто и как может. Так каждый народ всей многонациональной России становится своим настолько, насколько он разделяет ее историческую судьбу, ее лишения и тяготы.

Что делает старик, принимая свой первый бой и находясь под обстрелом? Бросается тушить горящую пшеницу и зовет на помощь остальных: «Хлеб горит!». Показателен в этом смысле и другой эпизод – с виноградником. Здесь Георгий не дает молодым советским танкистам опробовать танк на немецком винограднике. Причем дело доходит даже до драки.

–  Ты видел, что они у нас делали?

– Это они делали! А ты, что, фашистом стал, да? – отвечает старик, и бойцы-танкисты с ним соглашаются.

Так простой крестьянин противостоит разрушительной силе войны, становится защитником всего, что дорого, даже если это просто пшеничное поле или фашистский виноградник. Всю свою жизнь он работал на земле, и главными его жизненными принципами были любовь к земле, уважение к человеческому труду, забота об окружающих людях, о сыне.  Исключительно душевно показаны отношения людей к войне, миру, друг к другу, с какой-то необыкновенной теплотой и человечностью, несмотря на то, что враг топчет родную землю, вокруг все горит и уничтожается. Герои находят в себе силы оставаться людьми и верят в победу.

Сына Георгий находит уже в победном мае 1945 года и даже слышит его голос, но встретиться с живым так и не смог – сын гибнет в последние минуты войны. Человек всю войну прошел, чтобы увидеть его, а увидел только убитым. «Что я матери скажу?!» – с горечью восклицает отец.

Характер удивительного, мудрого и наивно-чистого Георгия Махарашвили гениально раскрыл Серго Захариадзе.  Ему, кстати, в родном селе, в Грузии поставили памятник при жизни за роль своего героя. Непревзойденная актерская игра, мелодика грузинского говора, некоторая чудаковатость героя вызывают у зрителя только добрые чувства, слезы радости, тепла и в то же время трагедии и печали. С какой-то даже детской непосредственностью он искал своего сына на передовой: «Что война… ну и что война… я сына ищу… сын мой, такой красивый. Фамилия Махарашвили», и даже обижался, когда солдаты отмахивались от него. Примечательно, что у образа Георгия был прототип – такой отец для солдат и правда был в 1942 году – он служил вместе с автором сценария Сулико Жгенти. Хотя прототипами были сотни тысяч отцов, дожидавшихся своих сыновей, работавших не покладая рук в тылу или воевавших с ними бок о бок.

Кинокартина «Отец солдата» отлично передает дух того времени, моральные ценности и чувство долга перед Родиной и совестью у людей всех национальностей. На защиту своей страны вставали все как один, плечом к плечу храбро сражались и русские, и грузины, и украинцы, и татары, и армяне… И помогали всем, несмотря на национальные принадлежности. Режиссер Резо Чхеидзе показал в своем фильме любовь и дружбу братских народов, подаривших нам мирное небо, ценивших только одно – чтобы человек оставался человеком.

По признанию самого Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм «Отец солдата» стало письмо, которое режиссер получил из Севастополя. В нем рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *