Жизнь в небе и на земле

Жизнь в небе  и на земле

 Фото из личного архива Марии АСС

Биробиджанцев можно встретить в любой точке мира, просто гуляя по улицам совершенно незнакомого города.

А вот нашу сегодняшнюю гостью –Марию Асс – чаще можно встретить… в небе, на борту самолета. У очаровательной стюардессы более 1700 часов налета, и побывала Мария в более чем 35 странах!

«Я очень люблю небо и сейчас не представляю жизни без него», — делится откровенно землячка.

 

Из президентов в стюардессы

— Мария, Вы родились в Биробиджане, а сейчас живёте и работаете в Москве. Считаете ли вы себя до сих пор биробиджанкой и приезжаете ли иногда в родной город?

— Да, конечно, я считаю себя биробиджанкой. Биробиджанец – это навсегда! Во-первых, я родилась в этом городе и жила до восемнадцати лет, пока не встал вопрос выбора вуза, в котором мне предстояло получать профессию. Училась я в первой школе. Учеба давалась очень легко
и по натуре была очень активным ребёнком. Участвовала во всех мероприятиях, программах, форумах и даже была президентом «Школьной республики». Попутно ещё занималась танцами и рисованием. В дальнейшем всё это пригодилось в жизни.

Сейчас я живу в Москве, но в родном городе бываю периодически, приезжая к родителям. К сожалению, немного осталось друзей в Биробиджане. Некоторые, как и я, уехали из города достаточно рано, и связи оборвались. Но есть люди, которых я люблю, и мы встречаемся. И это очень ценно. Старые друзья и хорошие знакомые живут теперь в разных городах, но когда совпадают наши приезды в родной Биробиджан, мы обязательно находим время друг для друга.

— Вы изначально покинули Биробиджан, чтобы стать стюардессой?

— Когда тебе восемнадцать и ты стоишь перед выбором будущей профессии, всегда хочется не ошибиться. Но всё равно ты точно не можешь уловить связь между тем, чего хочется тебе в мечтах, и тем, что действительно необходимо для твоего будущего.

Я изначально хотела получить интересную профессию. Были у меня мысли и про журналистику, про пиар и рекламу… И я нашла такую специальность: по образованию я экономист в сфере туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Так я оказалась в Санкт-Петербурге, а до этого никогда не уезжала от родителей надолго и далеко. Это было моё первое взрослое осознанное решение.

И вправду достаточно интересную специальность Вы получили. Но как всё-таки стали стюардессой?

— В процессе обучения я поняла, что это как-то не совсем моё, и на последнем курсе встал вопрос: что делать дальше? Выбору такой профессии, как бортпроводник, предшествовала следующая история.

В детстве я, как многие девочки, наверное, хотела стать стюардессой. Но мне всегда это казалось чем-то нереальным, и красивые «небесные девушки» представлялись какими-то сказочными феями! Детское сознание тогда очень интересовал один вопрос: «А как феи попадают на самолет?»

Реализовать детскую мечту неожиданно помогла получаемая профессия экономиста в сфере туризма! Однажды я представляла свой вуз на туристической выставке, а рядом находилась стойка компании «Аэрофлот», где стояли девушки в форме. Я подошла к ним и завела разговор. Внутри уже всё горело: «Хочу летать!»

Я была на последнем курсе института, но всё равно решила попробовать свои силы в «Аэрофлоте». Нашла на сайте авиакомпании вакансии, они как раз были открыты. Написала резюме и отправила его.

Спустя некоторое время пришёл ответ, что меня ждут. Я жила в Петербурге, а собеседование проходило в Москве. И с первого раза я его не прошла… Ничего! Я писала свою дипломную работу по экономике, понимая, что должна окончить вуз и защитить диплом. Летом я всё сдала и спустя некоторое время снова поехала на собеседование в Москву. На этот раз я прошла его успешно и приступила к подготовке стюардесс. Так мечту я воплотила, и до сих пор мне порой не верится, что это произошло. Интересно было время учёбы, затем трудоустройство. Это заняло достаточно много времени, но я нисколько не жалею о своём выборе.

А как родители отнеслись к Вашему выбору быть стюардессой, ведь готовили Вас к бизнесу?

— Мои папа Андрей и мама Марина поддержали меня, и это было очень важно, поскольку с родителями у меня очень доверительные отношения. Естественно, когда я принимала решение круто изменить направление будущей деятельности, очень сильно сомневалась. Но родители – мудрые люди, они были рядом. Мой папа в прошлом тоже был связан с авиацией, и это его заслуга – моя любовь к небу.

 

В небо идут любя

— Мария, слова из знаменитой песни «Первым делом самолеты, а девушки потом» — это, конечно, относится к мужчинам, которые любят свою профессию и небо. А как в жизни девушек-стюардесс расставлены приоритеты?

— Сложный и личный вопрос, но отвечу. На первом месте у меня Бог, потом моя семья, работа, ну а потом всё остальное. Я считаю, что семья – это самое важное в жизни человека, ведь семья для меня – это любовь, уважение, взаимопонимание, поддержка. Именно в своей семье я нахожу поддержку и заботу в лице своих родителей и брата Данила.

— Каждый полёт это всё-таки очень значительная психологическая нагрузка. Как Вам удается настроиться на полёт? Ведь в небе нередко случаются такие происшествия, что другие люди просто панически боятся летать.

— Каждый полёт – это отдельная история. Все полёты для меня особенные и неповторимые. Как мне удается настроиться – особых секретов нет. Если людям страшно летать, мы стараемся их успокоить, объясняя, что пилоты опытные, мы все подготовлены и у нас слаженный экипаж. Бывает, что у людей возникали панические атаки и пассажиры буквально перед взлётом снимались с рейса… И это к лучшему. В небо надо идти любя его…

Когда я начала летать регулярно в качестве уже не пассажира, а борт­проводника, моё восприятие профессии да и самой жизни, пожалуй, колоссально изменилось. Я стала лучше  чувствовать людей – эта работа даёт большой опыт общения. Когда я училась, нас готовили по разным дисциплинам, в том числе и психологии. Сейчас уже по тому, как заходят люди на борт самолета, в ходе размещения пассажиров, я могу определить, как поведёт себя в полёте тот или иной человек.

— По-моему, среди пассажиров ничего особенного не происходит: сидят, летят, болтают, смотрят кино и листают журналы либо спят… Всегда одно и то же.

— Все рейсы абсолютно отличаются друг от друга. У каждого есть своя специфика. Например, во многом это зависит от географии полёта, от того, какие люди и куда летят. Спустя время я стала замечать, что есть рейсы очень сложные и менее сложные. Сейчас я летаю на всех типах пассажирских самолётов, которые есть в нашем авиапарке; на дальние расстояния и короткие; по России и за рубеж. У меня нет ограничений, кроме Америки, так как у меня нет пока ещё визы туда.

 

Классика авиации

— Стюардессы «Аэрофлота» всегда были лицом страны. Как в песне у Владимира Высоцкого поётся: «Надёжная, как весь воздушный флот». Вы всегда такая красивая и позитивная. Возникают ли сложности в перелётах у Вас?

— Самые сложные рейсы – это, конечно, вылеты ранним утром. Тяжело ложиться спать в определённое время, когда часовые пояса сильно смещаются, а тебе предстоит провести на ногах от семи часов и выше, в замкнутом пространстве с пассажирами, которых достаточно много. На большом самолете их около 400! А бригада бортпроводников – 12 человек, и это большая бригада. И, конечно, в моей жизни особое место занимают молитвы. Чтению молитв я уделяю особое внимание. Опять же это моё личное и сокровенное.

— Да, видно, находясь в небе, невозможно не поверить в Бога… Есть ли у Вас дальнейшая мечта, связанная с небом и полетами?

— Отчасти да. У меня была определенная цель – стать стюардессой, и я её достигла. Потом была цель получить допуск к перелётам на большом самолете, так как это дает новые направления полётов. В нашем авиапарке есть пять типов самолетов, три из которых узкофюзеляжные, на которых бортпроводников обучают сразу, как ты приходишь на работу, и два типа машин с широким фюзеляжем, летающих на дальние расстояния свыше шести часов.

На данный момент в нашей авиакомпании самый большой самолет – это Боинг-777, единственный самолет, который имеет три класса обслуживания. Я хотела работать в бизнес-классе, и мне удалось достигнуть этого уровня. И дальше у нас есть возможность двигаться по карьерной лестнице: например, стать старшим бортпроводником.

На дальнейшую жизнь у меня есть идеи и проекты, но пока присутствует некая неопределенность с ними. Надеюсь, однажды это всё приведёт к другому качеству жизни.

А хотели бы Вы выйти замуж за пилота?

— Сложно сказать про замуж за пилота, потому что тут существует много иллюзий. Когда устраиваешься на работу, кажется всё так романтично и красиво – небо, пилоты. На самом деле, когда ты поработаешь какое-то время, понимаешь, насколько сложно совмещать полноценную личную жизнь и воздушную работу. У нас нестабильный график, мы летаем в любое время суток, нет понятий «выходные» и «праздники». И сложно совмещать с личной жизнью, когда двое в семье постоянно летают. Хотя я знаю у нас в авиакомпании такие семьи. Но супруги могут не видеться днями, потому что у всех разные рейсы: есть такое правило в компании – не допускаются семейные пары к полёту в одном рейсе. Но всё равно такие браки существуют – это классика авиации!

Есть мнение, что век стюардесс недолог: все люди стареют, а пассажирам, мол, хочется видеть молодых, энергичных девушек. Готовите ли вы запасной вариант для себя?

— Да, я согласна с этим. Лично считаю, что эта работа классная, пока ты молодой и у тебя отличное здоровье, и отсутствует сильная привязка к семье. Когда есть семья, тем более дети, тебе уже сложнее уезжать в длительные командировки, вообще куда-то двигаться, оставлять свой дом. Я вижу таких девушек, я с ними летаю, и часто, не высказывая вслух свои мысли, видишь, что сейчас она вся в детях, есть проблемы, связанные с ними, и её сердце не на месте. А у нас длинный перелёт… Это естественно – все мы живые люди. Поэтому я считаю, что всему своё время. Моя идеальная картина жизни – это выйти замуж и чтобы у меня была большая семья, чтобы я могла заняться делом, которое будет приносить удовольствие душе и обеспечивать в денежном плане. Но на сегодня авиация в моем сердце, и я понимаю, что сейчас вернуться на землю просто так я не смогу… Однако я работаю над своей «картинкой будущего», над тем, какой я себя вижу через пять лет. В небе время летит очень быстро, и ты не замечаешь его полёта…

В своем личном блоге Вы очень активно помогаете девочкам, которым хочется стать стюардессами. Не боитесь получить затем конкуренток на работе?

-У меня была мечта стать стюардессой, и я ею стала. Я думаю, что своим опытом смогу помочь многим девчонкам, мечтающим сегодня о профессии «небесных девушек», сделать верный выбор. Когда я искала информацию и вакансии, я обнаружила не так много блогеров, которые рассказывали бы обо всех тонкостях этой профессии открыто. Я вообще не вижу в этих девочках конкуренток, зато, летая, встречаю много пассажирок, которые подписаны на мой Инстаграм! Они видят меня и искренне радуются встрече.

Ваш блог освещает только профессиональные темы?

— Мой личный блог – это моё творчество, такая большая отдушина. Я люблю ухаживать за собой и обожаю косметику, люблю всё пробовать новое и делиться разными женскими секретами для этого. В связи с моим ускоренным темпом жизни мне постоянно нужно искать различные способы и средства, чтобы упрощать уход за собой, но в то же время выглядеть на все сто процентов! Вы сами сказали, что стюардессы «Аэрофлота» – это лицо страны. Если бы несколько лет назад мне сказали, что у меня будет 32 тысячи подписчиков, я бы в это не поверила. И сейчас я искренне рада, что людям нравятся мои «фишки» и они пользуются моими советами.

Вести блог не так легко, как кажется со стороны. Это занимает достаточно много времени, я очень долго продумываю, что буду писать, какие фотографии выставлять, как оформлять сетевые страницы. Если всё делать профессионально и ответственно, то это титанический труд, фактически вторая работа.

— Не могу не спросить в заключение. Вы часто летаете в различные страны. Но бывает ли у стюардессы время с ними достаточно ознакомиться? Что из таких путешествий остаётся в сердце?

— Я уже даже не считаю ни города, ни страны, где побывала. Просто сбилась со счёта. В последнее время я активно летаю по Азии: Китай, Вьетнам, Сянган (Гонконг) – автономный район Китая, с особой атмосферой и образом жизни…

До этого я летала по европейским направлениям. Испания покорила меня своим ритмом жизни, достаточно комфортным климатом. Прекрасный город Лиссабон очаровал своей неповторимой красотой. Особенно впечатлил мыс на краю португальского берега. Ты стоишь там и понимаешь, что дальше только океан, и невольно задаёшься вопросом: «А что там – дальше?» Может быть поэтому португальцы сделали столько выдающихся географических открытий. На краю земли я побывала и на нашей Камчатке. Это непередаваемые впечатления! Может быть они и поддерживают дальнейшую тягу к путешествиям…


Беседовала Лилиана КАРАСЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *